d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 2)

Часть первая

Цикл бесед с епископом Анастасием, управляющим Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Фото: Епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (в центре) с духовенством Южно-Уссурийского края. Сидят (слева-направо): священник Н.В. Чистяков, секретарь Владивостокской Духовной консистории Александр Разумовский, настоятель Кафедрального собора А.И. Муравьев... Стоит (3-й слева) Протодиакон Н.Г. Плаксин.Стоит (5-й слева) священник Владимир Давыдов.

В 1906 году Владыка Евсевий возведен в сан архиепископа. В 1912 г. вызван в Санкт-Петербург для участия в работе Святейшего Синода. В 1917 году принял участие в деятельности Всероссийского Освященного Церковного Собора в Москве. После окончания работы Собора в 1917 году возвратился во Владивосток, но вскоре был назначен в состав Священного Синода и вынужден был выехать снова в Москву.

Начавшаяся Гражданская война прервала железнодорожное сообщение между Москвой и Владивостоком, поэтому возвратиться сюда архиепископ не смог и в 1919 г. был назначен временно управляющим Смоленской епархией. В 1920 году Святейший Патриарх Тихон избирает его своим наместником с возведением в сан Митрополита Крутицкого и назначает управляющим Московской епархией.

За время своего продолжительного пребывания на Владивостокской кафедре владыка Евсевий много потрудился на пользу Дальнего Востока. Его служение совпало со временем усиленного заселения Уссурийского края, постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-японской войной, с тем временем, когда русский восток всюду заполнялся русскими людьми, а вместе с тем развивались земледелие, торговля и промышленность. Зная, какое воспитательное значение для народа имеют храмы Божии и училища, владыка Евсевий обратил свое внимание на построение их. При его старании и участии было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 школ.

Являясь ближайшим помощником Патриарха Тихона, активно участвовал в подготовке Первого Всезарубежного Собора в ноябре 1921 года, проходившего в Сремских Карловцах (Сербия), осуществляя связь между Патриархом и Митрополитом Антонием (Храповицким), возглавлявшим Русскую Православную Церковь Заграницей.

Умер митрополит Евсевий 18 января (по старому стилю) 1922 года в Москве и погребен в Новодевичьем монастыре с северной стороны храма Одигитрии Смоленской.

Фото: Могила митрополита Евсевия в Новодевичьем монастыре.

6 февраля 1899 года указом епископа Евсевия к Владивостокскому Кафедральному собору был переведен диакон Хабаровского Успенского собора Плаксин Николай Гаврилович, с возведением его в сан протодиакона. Отец Николай родился 17 ноября 1864 года в Казанской губернии. 8 августа 1893 года посвящен в сан диакона. С 1896 года служил диаконом в Успенском соборе г. Хабаровска. С 1899 по 1909 гг. протодиакон Кафедрального собора г. Владивостока. 30 июля 1909 года возведен в сан священника и назначен настоятелем Покровской Суйфунской церкви с. Покровки Никольск-Уссурийского уезда Приморской области.

С 1924 года служил священником при молитвенном доме Евсевиевской общины на Седанке по ул. Шишкина, д. 11.

Фото: Архиерейское подворье на ст.Седанка в период большевицкой революции.

После ареста настоятеля Седанскинской Евсевиевской общины игумена Антония (Савина) в декабре 1930 года становится ее настоятелем. Вследствие притеснения со стороны властей в 1933 году вместе с общиной вынужден был перейти в новый молитвенный дом на Седанке по ул. Полетаева, д. 28.

20 июня 1937 года протоиерей Николай Плаксин был арестован, а 2 сентября того же года осужден по обвинению: «Член контрреволюционной монархической организации, оказывал материальную помощь высланному духовенству». Расстрелян во Владивостоке 10 сентября 1937 года.

4 августа 1899 года указом епископа Благовещенского и Приамурского Иннокентия (Солодчина) во Владивостокскую епархию был переведен ключарь Благовещенского Кафедрального собора священник Николай Васильевич Чистяков, занявший должность ключаря Градо-Владивостокского Кафедрального собора.

Фото: Архиерейское подворье, 1960-е.

Отец Николай родился в 1850 году. Он закончил Смоленскую Духовную семинарию. Помимо должности ключаря Владивостокского Кафедрального собора являлся членом Владивостокской Духовной консистории, членом-казначеем Владивостокского епархиального попечительства, членом Владивостокского епархиального училищного совета, членом Владивостокского комитета Православного миссионерского общества, духовником владивостокского духовенства и ставленников и законоучителем младших классов мужской гимназии. В 1903 году возведен в сан протоиерея.

После смерти настоятеля собора протоиерея Александра Ильича Муравьева 31 декабря 1918 года стал настоятелем Владивостокского Кафедрального собора и исполнял эту должность вплоть до захвата храма обновленцами в июле 1923 года.

Вещественным памятником жизни и деятельности протоиерея Николая Чистякова во Владивостоке является его собственный дом, находящийся на пересечении улицы Фонтанной и Косого переулка (Мордовцева). Он выстроен из красного кирпича и хорошо известный внимательным владивостокцам по надписи «СНВЧ», сделанной на его фронтоне, что означает «Священник Николай Васильевич Чистяков».

Сразу после открытия Владивостокской епархии стало ясно, что имеющийся Кафедральный собор не удовлетворяет нуждам кафедрального города. Было решено начать строительство нового Кафедрального собора. Комиссия по распределению земель в г. Владивостоке на своем заседании 12 марта 1899 г. постановила отвести земельный участок «для построек Кафедрального собора и архиерейского дома» между улицами Суйфунской (Уборевича), Пологой, Прудовой (Петра Великого) и Нагорной (Суханова) мерою 11 154 кв. сажен» (р-н нынешнего сквера Суханова).

Был создан комитет по постройке храма, который приступил к сбору добровольных пожертвований. Газета «Дальний Восток» за 11.07.1902 писала: «Собранных частными пожертвованиями сумм на постройку во Владивостоке нового Кафедрального собора поступило до сих пор всего только 60 000 руб., тогда как требуется сумма около полумиллиона рублей».

В 1902 году было предложено на Алексеевской горе, находившейся недалеко от места строительства собора, установить памятник императору Александру III. 30 октября того же года городской землемер приступил к обмеру и нивелировке Алексеевской горы и обмеру площади для строительства Кафедрального собора.

Фото: Владивосток. Успенский собор.

В 1906 году проект нового Кафедрального собора на центральной площади был включен в генплан Н.К. Старожилова. Городская техническая комиссия одобрила его и 18 июля 1906 года управа представила проект на рассмотрение владивостокской городской думой. Следует считать удачным выбор места для собора: приподнятый на сопку над застройкой центра и размещаемый прямо по фарватеру против входа в залив Золотой Рог, храм стал бы центром композиции всего города.

К 1912 году было собрано всего 137 000 рублей. Поэтому комитет по постройке нового Кафедрального собора на своем заседании, состоявшемся 23.04.1912 под председательством архиепископа Евсевия, принял решение, что собор необходимо сделать общим: и городским, и военным, и крепостным; возбудить ходатайство о сооружении собора в память воинов, погибших в войну с Японией.

Было постановлено: «Обратиться к августейшему художнику Вел. Князю Петру Николаевичу Романову с просьбой о разработке плана собора с минимальным расчетом на 3000 человек молящихся».

Кроме того, комитет решил послать телеграмму Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне с просьбой принять под свое высокое и милостивое покровительство дело создания во Владивостоке храма во имя святителя Николая.

22 августа т.г. Государь Император Высочайше соизволил на принятие под Августейшее покровительство Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны комитета по постройке в г. Владивостоке нового Кафедрального собора.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, переросшая в безбожную революцию 1917 года и Гражданскую войну, не позволили осуществить этот грандиозный проект.

В 1901 году во Владивостокский Кафедральный собор был назначен священник Михаил Алексеевич Кессельман. Отец Михаил родился в 1866 году в г. Николаевске-на-Амуре в семье служащих. Его отец - помощник лекаря, мать - дочь корабельного инженера. Окончил Благовещенское духовное училище и Благовещенскую духовную семинарию. Некоторое время работал канцелярским служащим в Хабаровском полицейском управлении. В 1893 году рукоположен в сан диакона. В мае 1895 г. утвержден председателем попечительства кладбищенской церкви в г. Благовещенске.

29 января 1896 года рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Никольской на Амуре церкви, с прикомандированием к кладбищенской в г. Благовещенске.

22 сентября 1896 г. награжден набедренником за труды по постройке каменного Вознесенского храма в г. Благовещенске.

29 октября 1896 г. командирован в Южно-Уссурийский край для постройки церквей и церквей-школ по линии железной дороги. 16 января 1897 г. переведен к кладбищенской церкви г. Благовещенска. 25 апреля 1897 г. командирован в Южно-Уссурийский край для постройки церквей. А 14 марта 1898 г. назначен к Владивостокской кладбищенской церкви с поручением вести церковно-устроительные дела в Южно-Уссурийском крае.

Указом епископа Евсевия от 5 сентября 1903 г. священник Михаил Кессельман был переведен из Кафедрального собора к привокзальной церкви на ст. Кетрицево, впоследствии ст. Никольская (ныне г. Уссурийск). Отец Михаил исполнял также обязанности благочинного железнодорожных церквей, и ему приходилось объезжать железнодорожные станции и совершать служения по всей ветке Уссурийской железной дороги от Владивостока до Хабаровска. Его трудами и заботами был обустроен вагон-церковь, освященный епископом Евсевием 21 августа 1905 года во имя святителя Иннокентия, иркутского чудотворца. За свои труды он был награжден в 1906-1907 гг. орденами Святой Анны 2-й и 3-й степени.

В годы Первой мировой войны служил полковым священником. По возвращении с театра боевых действий продолжил служение при железнодорожной церкви ст. Никольск-Уссурийская.

С приходом советской власти в 1924 году церковь была закрыта. Отец Михаил организовал церковное служение в железнодорожной слободке в частном доме. Когда закрывали один молитвенный дом, он открывал другой, а затем организовал богослужение в своей квартире по ул. Суворовская.

В 1928 году, когда ему было запрещено служить в своей квартире, отец Михаил переехал в г. Владивосток, где начал служить в Успенской Кафедральной общине при Успенском молитвенном доме по ул. Посьетская, 33. В 1930 году Успенская Кафедральная община была выселена из этого дома и он вынужден был возвратиться в Никольск-Уссурийский, в то время уже переименованный в г. Ворошилов.

В 1931 году протоиерей Михаил Кессельман начал свое служение настоятелем в Покровской церкви г. Ворошилова. 11 апреля 1937 года он был арестован по обвинению в создании разветвленной сети церковно-монархической шпионской организации на территории Приморской и Уссурийской областей и в связи с Русской Православной Церкви Заграницей.

Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки УНКВД по ДВК, которая 27 октября 1937 года приговорила отца Михаила к высшей мере наказания. Он был расстрелян в г. Ворошилове в тот же день (по другим сведениям, 10 ноября 1937 г.) Расстрельный полигон НКВД находился недалеко от детской городской больницы №2, больше известной горожанам Уссурийска под названием «Дубовая роща». Много честных жителей Никольск-Уссурийска покоятся на этом месте. Среди них - протоиерей Михаил Кессельман.

5 сентября 1903 года указом епископа Евсевия к Владивостокскому Кафедральному собору переведен священник вокзальной церкви на ст. Кетрицево (ст. Никольск-Уссурийская) Владимир Васильевич Давыдов. Отец Владимир окончил Благовещенскую духовную семинарию и в 1900 году после принятия священного сана был направлен в с. Ивановку Никольск-Уссурийского уезда настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви.

Фото: Отец Владимир Дывыдов.

Приход, в котором начал свою пасторскую деятельность отец Владимир, состоял, кроме православного населения, еще из язычников - корейцев и сектантов-баптистов, обосновавшихся в деревне Тарасовке. Чтобы в своем приходе противопоставить сектантской кичливой трезвости христианскую трезвость среди православной паствы, он открыл Приходское общество трезвости (первое во Владивостокской епархии) и при нем - библиотеку-читальню. По воскресным и праздничным дням устраивал в храме народные чтения, а по вечерам ходил в дома прихожан для чтения и объяснения святого Евангелия. Эти «евангельские вечера» принесли огромную пользу для православных прихожан, затронутых уже сектантской пропагандой.

В 1901 году отец Владимир был приведен к Никольск-Уссурийской железнодорожной церкви. Здесь пришлось ему ездить по всей Уссурийской железной дороге от Владивостока до Хабаровска и до ст. Пограничной, совершая богослужения в вокзальных помещениях. В то время на железной дороге обсуждался вопрос об увековечении памяти трагически погибшего в своем вагоне (сгоревшего) начальника дороги генерела Келлера.

Отец Владимир обратился в печати с предложением увековечить память начальника дороги сооружением, необходимым для населения удаленных станций, - вагоном-церковью из оставшегося полуобгоревшего остова того вагона. Впоследствии эта идея была осуществлена в 1905 году отцом М. Кессельманом.

В 1903 году иерей В. Давыдов участвовал в торжествах в г. Сарове по прославлению святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. В этом же году он был переведен к Владивостокскому Кафедральному собору на должность священника и назначен редактором «Владивостокских епархиальных ведомостей», редактированием которых занимался почти 12 лет.

С 1904 года исполнял должность законоучителя городской им. Цесаревича Алексея Николаевича женской гимназии.

По его инициативе в 1908 году при Свято-Троицком Уссурийском мужском монастыре было открыто «Православное Пресвятой Богородицы братство» для защиты и укрепления православной веры, нравственности и установлений Церкви в пределах Владивостокской епархии.

Сам отец Владимир в своем «Маленьком дневнике» писал об этом так: «Когда революционная волна 1905 года несколько захлестнула наш церковный корабль и в среду духовенства стали проникать разрушительные церковно-обновленческие идеи, у меня возникла мысль создать в нашей епархии такое учреждение, которое помогло бы епархиальному духовенству объединиться на почве строго-православных, строго-церковных и идейно-пасторских начал и затем сплоченно бороться с надвигающимся церковным русским модернизмом. Идея эта выразилась в форме Уссурийского Православного Пресвятой Богородицы братства».

Эта церковная организация ревнителей православной веры из духовенства и мирян объединила их между собой и сроднила с Уссурийской Свято-Троицкой обителью. Результатом этого объединения явился ежегодный величественный крестный ход от Владивостока до Свято-Троицкого монастыря протяженностью 320 верст. Эти ежегодные крестные ходы и народные паломничества совершались вплоть до февральской революции 1917 года.

В 1909 году отец Владимир стал председателем Владивостокского отдела Русского народного союза Михаила Архангела - монархической организации, стоящей на защите православной веры, русского царя и единения его с верным русским народом.

С целью широкого распространения среди народа религиозно-нравственной и противосектантской литературы о. Владимир в 1914 году начал издавать листки под названием «Восточный Благовест». За 1 год было издано 82 выпуска в количестве 285 000 штук.

Осуществляя громадную духовно-пасторскую деятельность, о. Владимир сознавал недостаток богословского образования, полученного им в Духовной семинарии, и стремился получить академическое духовное образование. В 1915 году он оставляет Владивостокскую епархию и со всей своей семьей (состоящей из отца, матери, жены и 6 детей) и уезжает в Киев для поступления в Киевскую Духовную академию.

Он успешно поступил в нее и начал занятия, но вскоре боевые действия приблизились к городу, и началась эвакуация его жителей. Духовная академия закрылась на неопределенный срок. Подав прошение о переводе его в Казанскую духовную академию, о. Владимир через Москву направляется в Казань.

Обучаясь в Казанской духовной академии, он одновременно исполняет обязанности полкового священника в 164 пехотном запасном полку, проводит занятия на общеобразовательных курсах для солдат и в школе грамотности для малограмотных и безграмотных.

Революционные события 1917 г. затронули и учащихся Духовной академии. В своем письме епископу Евсевию в апреле 1917 г. отец Владимир писал: «Студенчество наше, как и следовало ожидать, пришло в большое волнение и движение: ежедневно устраивались, иногда раза по два в день, сходки, выносились «резолюции», между прочим, избрали представителей в совет объединенного студенчества г. Казани. До этого момента наши студенты держались умеренно, слушая мои умеренные речи, а с момента «объединения» усвоили пролетарскую платформу и сделали целый ряд самых резких постановлений.

Я ходил на сходки только первые 3-4 дня, а потом не стал. Заговорили языком толпы. Стыдно было за батюшек-студентов, изо всех сил старавшихся показать перед светскими товарищами свою «передовитость»».

Продолжение следует

Tags: Владивосток, история в фотографиях, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments