d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 3)

Часть первая , Часть вторая

Цикл бесед с епископом Анастасием, управляющим Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Фото: Василий Андреевич Островидов с дочерью (1900-е гг)

Закончив духовную академию о. Владимир Давыдов в 1919 г. возвратился во Владивосток и служил в Свято-Троицкой церкви в Садгороде, находившейся по ул. Главной, 48.

В 1922 году в Российской Церкви начался обновленческий раскол, признавший законность советской власти и ставивший своей целью модернизацию всех сторон церковной жизни. 2 октября 1922 г. в Томске открылся Всесибирский съезд членов группы «Живая церковь» и было образовано Сибирское обновленческое церковное управление (СИБОЦУ). Некоторая часть епископата, духовенства и мирян присоединилась к этому движению. Среди них оказался и протоиерей Владимир Давыдов, начавший активную деятельность по распространению обновленчества.

Фото: Атаман Дутов,адмирал Колчак и архиепископ Мефодий. 15 февраля 1919г. Троицк.

На основании телеграммы СИБОЦУ от 21 марта 1923 г. был расформирован Владивостокский епархиальный совет, и поскольку епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов), находившийся с 1921 г. под управлением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, выехал в Харбин, а временно управлявший Владивостокской епархией епископ Никольск-Уссурийский Павел (Введенский) был арестован ГПУ и находился во владивостокской тюрьме, то власть в епархии захватили обновленцы. 28 марта 1923 года ими было сформировано обновленческое Владивостокское епархиальное управление, уполномоченным председателем которого стал протоиерей Владимир Давыдов.

 

Фото: о.Владимир Давыдов

28 мая 1923 года он был хиротонисан (рукоположен) во епископа Хабаровского, с нарушением церковных канонов (без монашеского пострига). Приехав в Хабаровск, он с помощью властей занял Успенский собор и начал проводить активную проповедническую деятельность, пытаясь склонить духовенство и мирян на путь обновленчества, но не имел успеха. В 1925 году был возведен в сан архиепископа, а 11 мая 1926 года отправлен на покой.

В 1905 г. на диаконскую должность Успенского Кафедрального собора был зачислен протодиакон Нежинцев Стефан Владимирович. Отец Стефан родился в Черниговской епархии в 1869 году (по другим сведениям - в 1871 г.). Окончил Глуховский учительский институт и медицинские курсы в Санкт-Петербурге. По окончании 2 курсов Московской духовной академии в 1902 г. начал церковное служение в сане протодиакона Кафедрального собора города Верного, а с 1905 г. - во Владивостоке.

В газете «Дальний Восток» (№205 за 1907 г.) появилось объявление: «Строительный комитет по сооружению храма и училища на Первой речке в г. Владивостоке объявляет, что в самым непродолжительным времени состоится закладка грандиозного училища «Имени запасных нижних чинов». Инициатором этого строительства был протодиакон Стефан Нежинцев.

По его ходатайству Городская дума постановлением №6536 от 20.09.1907 г. отвела участок земли площадью 3 400 кв. саженей для храма и причтовых домов и 600 кв. саженей - для школы. Участок этот находился на центральной возвышенности, господствующей над Первой речкой, в узловом оживленном пункте, где сходилось, как в фокусе, 7 дорог (ныне площадь «Инструментальный завод»), по адресу: ул. Благовещенская, 62 (ныне ул. Комсомольская; на этом месте сейчас расположен учебный корпус №5 ВГМУ).

Предполагалось построить величественный железобетонный храм стоимостью не менее 140 тыс. рублей и рядом с ним - двухклассное училище. План был уже составлен и утвержден архиепископом Евсевием, но, поскольку средств на столь грандиозное строительство было недостаточно, решили построить временное здание для церкви и школы.

Сразу после отвода земли приступили к расчистке площадки под строительство храма. 7 октября 1907 года было произведено водружение креста на месте сооружения храма и освящено место под строительство.

Не дожидаясь, пока будет построено здание, отец Стефан уже 1 октября 1907 года открыл в наемном помещении двухклассную церковно-приходскую школу с названием «Имени запасных нижних чинов». 8 октября 1907 года школа была утверждена Владивостокским епархиальным училищным советом в составе заведующего и 4 учащих. К 20 декабря т.г. в школе уже получало образование 93 ученика.

Фото: Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий в корейской школе г. Владивосток, Корейская слободка, нач. ХХ в.

1 мая 1908 года о. Стефан приступил к постройке школы и при ней временного храма, квартир и холодных построек. В доме, кроме церкви, было всего 12 комнат, из которых 4 классных. 14 декабря 1908 года новый храм был освящен архиепископом Евсевием во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Во время литургии, после освящения храма, протодиакон Стефан Нежинцев был посвящен в сан священника и назначен настоятелем нового храма.

22 февраля 1909 г. по инициативе о. Стефана при Петропавловской церкви-школе было сформировано приходское попечительство по призрению бедных. В честь приближавшегося празднования юбилея Н.В. Гоголя попечительству было присвоено название «Гоголевского». Совет Первореченского Гоголевского попечительства в своих заседаниях 5 и 12 марта постановил открыть ко дню 100-летия рождения Н.В. Гоголя для жителей Первой речки и Куперовской пади библиотеку-читальню, которая будет помещаться в доме Вукулова по ул. 1-я Северная, д. 50.

В начале весны 1909 года недалеко от храма был посажен парк. Ученики школы высадили 2 000 деревьев и 500 разных кустарников. Со временем парк был благоустроен и получил название «Парк Императора Александра II».

Кроме того при школе было устроено подобие детского сада, который посещало 20 детей от 2 лет и старше. В том же году при школе устроили учебную пасеку в 40 ульев, и дети стали изучать пчеловодство. При церкви-школе священником Стефаном Нежинцевым был создан Первореченский народный хор, состоявший в основном из учеников Первореченской и Черепановской школ, где о. Стефан преподавал церковное пение. Этот хор насчитывал до 70 человек. В 1911 году при Гоголевском попечительстве был создан Первореченский музыкально-драматический кружок, который стал давать спектакли в пользу попечительства.

11 февраля 1911 года был открыт Первореченский отдел Союза русского народа, патриотической монархической организации, который возглавил о. Стефан.

Фото: Епископ Евсевий (Никольский).

4 августа 1913 года на Первой речке при стечении большого количества народа была открыта площадка общества детских развлечений. Священник Стефан Нежинцев появился в облачении на веранде площадки и произнес речь, в которой указал, что он долго хлопотал, чтобы здесь устроить место гуляний публики, но что не мог сделать один человек, то сделало общество детских развлечений. Во время молебна, при освящении площадки, пел хор детей и приглашенных малороссов. В 1914 году о. Стефан был лично представлен Государю Императору Николаю Александровичу.

Еще в 1909 году о. Стефан возбудил перед начальством почтово-телеграфного округа ходатайство об открытии на Первой речке почтового отделения, которое обслуживало бы Голубиную и Куперовскую пади, рабочую слободку и Первую речку. Решение этого вопроса затянулось на многие годы. 26 мая 1916 года на Первой речке в доме Бородкина по адресу: Северный пр-кт, 24 (ныне пр-кт Острякова) было открыто почтовое отделение и при нем - сберегательная касса.

После Февральской революции 1917 года газета «Дальний Восток» писала: «Сегодня 10 марта в 11 ч. дня в Первореченской церкви будет отслужен молебен по случаю установившегося нового строя. На этот молебен приглашаются учащие и учащиеся».

2 мая т.г. в помещении Петропавловской церкви открыл работу Епархиальный съезд Владивостокской епархии. Незначительная по размерам Первореченская церковь не могла вместить всех собравшихся, и ими заполнились не только прилегающие к церкви классные комнаты, но и окружающая церковь-школу веранда. На этом съезде, помимо вопросов епархиальной жизни, решался вопрос об избрании делегатов на Всероссийский Поместный Собор в Москве. Одним из посланников был избран священник Стефан Нежинцев.

С пришествием Советской власти во Владивосток в октябре 1922 г. начался процесс национализации церковной собственности. 18 июня 1923 г. здание и имущество Петропавловского храма были взяты комхозом от группы верующих Православной Российской Церкви (численностью 165 человек), и храм был опечатан. А 26 июня т.г. был передан малочисленной группе в 20 человек так называемой Обновленческой «Живой церкви».

После этого о. Стефан уезжает в Харбин, где с 1922 года действует Харбинская епархия, учрежденная Русской Православной Церковью Заграницей и возглавляемая Архиепископом Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым). Отец Стефан получает назначение на ст. Хайлин по линии КВЖД настоятелем. Здесь его трудами и средствами была основана Свято-Георгиевская церковь. 20 февраля 1927 г. священник Стефан Нежинцев в Кафедральном Свято-Никольском соборе г. Харбина был возведен в сан протоиерея. В этом же году был назначен настоятелем Свято-Никольской церкви на ст. Чжаланьтунь КВЖД, где и умер 19 сентября 1929 г.

19 октября 1908 г. архиепископом Евсевием был рукоположен в сан диакона почетный гражданин Василий Андреевич Островидов и назначен на диаконовскую должность к Владивостокскому кафедральному собору.

Фото: Василий Андреевич Островидов.

Отец Василий родился 10 июля 1864 г. в с. Копены Аткарского уезда Саратовской губернии. По окончании Камышинской духовной семинарии работал конторщиком на пристани и певчим в церковном хоре, а затем стал учителем в одном из сел Саратовской губернии. Великолепный бас, которым владел юный Василий Островидов, не мог не привлечь к нему внимание, и вскоре ему поступило предложение от Саратовского архиерея стать иподиаконом кафедрального собора.

В 1888 г. Василий уезжает из Саратова для обучения пению в Московском музыкально-драматическом училище. Одновременно с этим он поет в опере М. Лентовского и в Архангельском соборе Московского кремля. Он был замечен в театральных кругах Москвы, а на выпускном экзамене 1892 г. его бархатный голос зазвучал в Большом театре в партии Руслана (из оперы «Руслан и Людмила»). В том же году он дебютировал в партии Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя».

Фото: Василий Андреевич Островидов в сценическом образе.

Со времени окончания училища и по 1897 год Островидов с большим успехом выступал во многих городах России под сценическим псевдонимом «Тассин». С большим успехом выступал в оперных театрах Харькова, Киева, Тифлиса, Екатеринбурга, Казани и Саратова.

С 1897 по 1898 годы совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Э. Росси. Одновременно успешно выступал в Риме, Турине и других итальянских городах в партиях Дона Базилио («Севильский цирюльник» Д. Россини), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно).

В 1902-1906 гг. гастролировал по Сибири. В то же время посетил Ташкент, Тифлис, Томск, Хабаровск, Владивосток и другие города. Обладал густым и ровным голосом «бархатного» тембра. Его исполнение отличалось простотой, отсутствием аффектации. Репертуар включал около 60 партий.

Талант певца высоко оценили Н. Кашкин, С. Кругликов, Ф. Шаляпин, Н. Римский-Корсаков. Последний подарил Островидову свой портрет с надписью: «Единственному Деду Морозу от автора «Снегурочки»».

После 17 лет столь блестящей артистической карьеры Островидов неожиданно для всех оставляет театральную сцену и становится диаконом Владивостокского кафедрального собора. В 1909 году он возведен в сан протодиакона. Кроме богослужений, отец Василий широко занимается общественной и патриотической деятельностью.

В 1910 году протодиакон Островидов был избран председателем Владивостокского отдела Русского Народного союза им. Михаила Архангела. 5 июля 1911 года во Владивостоке состоялось торжественное открытие «Первого Дальневосточного экономического рабочего союза», почетным председателем которого был избран протодиакон В.А. Островидов. Союз ставил перед собой цель организации рабочих мест для русских рабочих.

Генерал-губернатор Н.Л. Гондатти, приветствуя открытие Союза, писал: «Сердечно сочувствуя деятельности Первого Дальневосточного рабочего союза и Бюро спроса и предложения труда, охотно принимаю на себя звание Почетного члена Союза. Искренне желаю, чтобы с Божией помощью и при содействии добрых людей, понимающих, в чем заключаются истинные интересы на Дальнем Востоке, - деятельность Союза росла и крепла».

В 1912 году на страницах местной прогрессивной печати появляются статьи и заметки, рисующие в ложном свете дела Рабочего экономического союза и очерняющие его почетного председателя. Отец Василий обращается к военному губернатору Приморской области с просьбой провести ревизию дел Рабочего союза, чтобы опровергнуть возводимые на него ложные обвинения.

В 1914 году вместе со своей семьей о. Василий переезжает в Одессу. Идет война. Как истинный патриот он не может оставаться в стороне и просится на германский фронт. 26 февраля 1917 года его рукополагают в сан иерея и направляют в действующую армию полковым священником 245 Бердянского полка.

Фото: Василий Андреевич Островидов (сценический псевдоним Тассин) – певец, священнослужитель, общественный деятель.

На фронте отца Василия за проявленную храбрость и отвагу награждают Георгиевским солдатским крестом. Отец Василий пользуется популярностью у солдат, а потому после Октябрьского переворота его избирают в полковой комитет.

В мае 1919 года о. Василий возвращается в Одессу и назначается настоятелем Свято-Духовской церкви на Балковской улице у Дюковского сада.

С помощью прихожан ему удалось открыть при храме пекарню и столовую. Желание больше сделать для бедствующего народа привело отца Василия в Губернский лесной комитет, где он предложил свои услуги в деле организации лесозаготовок для проведения успешного отопительного сезона в Одессе.

Он был направлен в р-н города Балты. Владея ораторскими способностями, отец Василий развернул на селе широкую просветительскую кампанию. В своих речах он стремился донести до каждого преимущества отделения церкви от государства, важность добровольной работы селян по заготовке дров для горожан. При этом он обязательно служил службу во всех сельских храмах и завершал свои проповеди призывом оказывать всяческую помощь советской власти. В народе отца Василия Островидова прозывают «красным» попом. На его выступления идут с удовольствием, т.к. свои речи он подкрепляет чудным исполнение песен.

В апреле 1921 года послушать прославленного певца в селе Обжила собрались жители двух крупных сел, свыше 3000 человек. После выступления перед сельчанами о. Василий остался в селе.

В этом уезде действовал повстанческий отряд атамана Семена Заболотного. В январе 1920 г. он очистил от белогвардейцев-деникинцев Балтский уезд и стал руководителем и координатором большинства украинских повстанческих отрядов Одесской и Подольской губерний.

После установления на Одесчине власти большевиков в 1922 году начались принудительные реквизиции и продразверстка, жестокие грабежи и расстрелы заложников. Это вызвало сопротивление украинского крестьянства. Казаки-повстанцы отбивали конфискованное у крестьян зерно и скот, возвращали их владельцам, уничтожали продналоговую документацию, нападали на продотряды и военные объекты, ликвидировали советский аппарат.

Люди атамана Заболотного выследили «красного» попа и в ночь с 4 на 5 апреля 1921 г. убили его прямо в том доме, где о. Василий остановился на ночлег. Похоронили иерея Василия Островидова на Первом христианском кладбище Одессы.

Продолжение следует

Tags: Владивосток, история в фотографиях, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments