d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 4)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья

Цикл бесед с епископом Анастасием, управляющим Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

В 1907 году причт Успенского кафедрального собора обратился в городскую управу с просьбой об утверждении плана на постройку нового каменного здания в ограде собора. В этом же году предполагалось начать строительство.

Владивостокские епархиальные ведомости за 1909 год писали: «В ограде Кафедрального собора совершенно закончен постройкою и уже освящен церковный дом. В нем имеются квартира для диакона, 2 квартиры для псаломщиков, общая кухня, комната для старшего сторожа, общая сторожка, комната для церковной лавки, крестильня (она же канцелярия), кладовая для ценных вещей, зал для всяких заседаний и спевок соборного хора (тут же и библиотека).

Своей чистотой и скромным убранством зал производит очень хорошее впечатление. Посередине стоит длинный, покрытый зеленым сукном, стол; над ним висят 2 большие столовые лампы; вокруг - две дюжины хороших стульев; в простенке портрет Государя Императора, на дверях и окнах приличная драпировка. Здесь вполне могут проходить также заседания и епархиальных съездов духовенства».

Фото: Владивосток. Собор. Время создания: начало XX в. Издание Т.Д.Кунст и Альберт.

Соборный дом стал местом общественной и духовной жизни горожан. В нем проходили собрания прихожан, заседания соборного церковно-приходского попечительства, собрания владивостокского отдела Русского Народного союза им. Михаила Архангела, собрание Православного Камчатского братства во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса.

С 1910 года по воскресным дням в соборном доме стали регулярно проходить общедоступные религиозно-нравственные чтения. Тематика чтений была разнообразна. Вот некоторые из тем докладов, прочитанных в 1910 году:


  • Смысл и значение церковного анафематствования;

  • Подвижнечество и монашество;

  • Важное при говении;

  • История распятия Господа нашего Иисуса Христа;

  • Святой Иоанн Лествичник;

  • Грех и покаяние;

  • Как преобразовать нашу жизнь;

  • Торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим;

  • Страсти Христовы;

  • Церковь есть матерь наша по праву возрождения в таинстве св. крещения;

  • Краткие сведения о первом в г. Владивостоке храме во имя Успения Божией Матери и первом священнослужителе при сем храме иеромонахе Филарете;

  • О бедных на Камчатке;

  • Малодушие и равнодушие.

Руководил чтениями и заведовал библиотекой священник Василий Давыдов. Чтения сопровождались общенародным пением, причем в них могли принимать участие даже нижние чины гарнизона, которым посещение некоторых заведений запрещалось, таких как, например, Народный дом.

В соборной библиотеке, предлагавшей для чтения на дому книги религиозно-нравственного содержания, бедные получали книги бесплатно, внося лишь залог в сумме 1 рубля. Имущие кроме залога платили по своему усердию. Деньги шли на пополнение библиотеки книгами и ремонт.

В 1910 году Владивосток отмечал 50-летний юбилей своего существования. В память об этом событии харбинский купец и благотворитель Илья Федорович Чистяков вместе со своей супругой Ираидой решили подарить Владивостокскому собору колокол. По поручению Чистякова соборный староста купец Василий Анисимович Жариков поехал в Москву и на заводе Оловянникова заказал колокол для Кафедрального собора, вес которого составил 311 пудов 20 фунтов (почти 5 тонн).

Фото: Василий Анисимович Жариков.

Купец 2 гильдии В.А. Жариков родился в Благовещенске в 1858 году в мещанской семье. Получив домашнее образование, Василий самостоятельно изучил корейский и китайский языки. В 1877 году поселился во Владивостоке, где устроился приказчиком к местному купцу Дикману. Через некоторое время Василий купил земельный участок, расположенный в конце Тигровой улицы, в р-не нынешнего к/т «Океан».

В 1881 году он женился. В 1890 году вступил во Владивостокское купеческое общество. Кроме продажи местных товаров, Жариков заключал сделки на оптовые поставки из центральных губерний России и заграницы. Но основным занятием было строительство. Городские власти высоко ценили услуги Жарикова, заключая контракты на разные объекты. Причем Василий Анисимович некоторые работы выполнял безвозмездно, чем снискал к себе уважение и признательность горожан. За заслуги в общественно полезной деятельности Жариков не раз удостаивался наград.

В 1899 году на собрании прихожан Владивостокского кафедрального собора купец Василий Анисимович Жариков был избран соборным старостой. Утвержденный епархиальным архиереем и приведенный к присяге Василий Анисимович приступил к службе.

В обязанности церковного старосты входило: ведение приходно-расходных книг, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари, покупка по указанию причта церковного вина, просфор, свечей, ладана, богослужебных книг, продажа восковых свечей, сбор пожертвований, наблюдение за состоянием храмовых зданий, оград, памятников.

Помимо этого Жариков был членом Владивостокского отделения Епархиального училищного совета и комитета Православного миссионерского общества.

Во время посещения собора Великим Князем К.К. Романовым в 1909 году купец был представлен Его Высочеству и имел беседу с ним. В 1910 году соборный староста В.А. Жариков за свои труды был награжден Большой золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «За усердие». В 1915 году Василий Анисимович был освобожден от должности церковного старосты, но не оставлял общественной жизни. В 1919 году являлся начальником военно-конного участка №34 по учету лошадей в г. Владивостоке при Сибирском временном правительстве адмирала Колчака.

Умер Василий Жариков 14 марта 1927 года и был похоронен на Эгершельдском кладбище во Владивостоке.

Юбилейный колокол, привезенный по железной дороге в ноябре 1910 г., был доставлен в ограду собора. Комиссия из инженеров освидетельствовала колокольню собора, и для нового колокола были установлены железные балки, на которые его надо было повесить.

В воскресенье 19 декабря 1910 г. после окончания литургии архиепископ Евсевий вместе с духовенством совершил освящение нового колокола. По специально установленному скользящему устройству командой солдат юбилейный колокол при помощи металлического каната был поднят на колокольню в 3 часа дня.

В 1913 г. было решено устроить в кафедральном соборе центральное отопление. Колокол был установлен в соборном доме, из которого провели паровые трубы в собор. Проект отопления был составлен технической конторой торгового дома «Кунст и Альберс».

Нападение Германии на Россию вызвало у жителей Владивостока подъем патриотизма и сознание необходимости дать отпор врагу. Началась мобилизация. Многие семьи остались без кормильцев. 14 октября 1914 г. при кафедральном соборе был открыт Приходской совет по оказанию помощи семьям лиц, ушедших на войну. Начался сбор средств для помощи нуждающимся. Пожертвования деньгами принимал в соборе староста собора А.Б. Панфилов, а вещи и продовольствие принимались в доме по адресу ул. Пушкинская, 11.

Согласно отчету, опубликованному газетой «Дальний Восток», попечительским советом при Успенском соборе за апрель 1915 г. были выданы денежные пособия 132 семьям запасных (ушедших на фронт), а вещами и продуктами - 131 семье. За май 1915 г. денежные пособия были выданы 129 семьям, а вещи и продукты - 143 семьям. В октябре 1915 г. выдано пособий 117 семьям и 97 семьям выдан чай. В январе 1916 пособия выданы 129 семьям и 159 семьям выдан чай. В марте - 139 и 150 семьям роздан чай, пожертвованный И.Ф. Чистяковым.

31 мая 1915 г. в соборном доме состоялось открытие новоучрежденного противосектанского братства во имя Христа Спасителя. Собранием были избраны: председатель братства - противосектанский епархиальный миссионер Сергий Толпегин; делопроизводитель - диакон собора отец Софронов; казначей Гордиенко. В число членов братства записалось свыше 50 человек. Братство объединило в себе ревнителей православия, борющихся за чистоту православия и сохранение русской культуры.

30 июня 1916 г. резолюцией Архиепископа Владивостокского и Приморского Евсевия за №1647 на священническую должность к Владивостокскому Успенскому кафедральному собору был переведен настоятель Петропавловского на Камчатке Собора протоиерей Даниил Константинович Шерстенников.

Фото: Епископ Даниил (Шерстенников).

Родился о. Даниил 29 декабря 1871 г. в селе Пропьевском Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика. Получив образование в Вятской духовной семинарии, 15 сентября 1895 г. был рукоположен в диаконы. После этого он был определен учителем церковно-приходской школы при Богородицкой церкви с. Порез Глазовского уезда.

16 февраля 1897 г. рукоположен в иерея и назначен на должность благочинного, а с 1903 г. - противосектанского миссионера по южной части Глазовского уезда и являлся членом православного миссионерского общества.

В 1907 г. отец Даниил возведен в сан протоиерея и исполнял обязанности благочинного церквей г. Глазова и законоучителя Воронской, Рыбачковской и Игоринской школ грамоты, состоял действительным членом Глазовского попечительства детских приютов.

В 1908 г. отец Даниил овдовел, а в 1911 г. был направлен епископом Вятским  и Слободским Филаретом (Никольским) на Камчатку для содействия и расширения религиозно-просветительской работы.

Указом архиепископа Владивостокского и Камчатского Евсевия он был назначен настоятелем Петропавловского собора г. Петропавловска-на-Камчатке, благочинным Камчатского округа Владивостокской епархии, председателем местного отделения Камчатского благотворительного братства, заведующим и учителем Петропавловской второклассной школы.

Фото: Собор в Петропавловске.

В суровых условиях Камчатки о. Даниил проявил себя усердным и примерным служителем церкви, а с началом Первой мировой войны передал в Красный Крест все имеющиеся у него деньги, включая сумму от продажи катера и личной квартирной обстановки.

В 1919 г. протоиерей Даниил был избран председателем Епархиального совета Владивостокской епархии.

11 сентября 1922 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) постановил: «1. Разрешить и благословить выделить Камчатскую область в самостоятельную епархию с присоединением Охотского уезда в качестве викариатства. 2. Назначить на кафедру викарного епископа Охотского протоиерея Даниила Шерстенникова с пострижением в монашество».

Приняв монашество с сохранением имени Даниил, он был рукоположен во Владивостокском кафедральном соборе в епископа Охотского, викария Камчатской епархии. Хиротония епископа Даниила была совершена епископом Владивостокским и Приморским Михаилом (Богдановым) и епископом Камчатским и Петропавловским Нестором (Анисимовым).

25 октября 1922 г. епископ Даниил прибыл в Петропавловск-на-Камчатке и под звон колоколов его встретил хлебом-солью церковный староста Федоров. Однако уже через неделю до Петропавловска докатилась весть о том, что белое правительство Приамурского земского края генерала М.К. Дитерихса пало. Вскоре на Камчатке установилась советская власть. Начались преследования духовенства.

В 1923 г. епископ Даниил был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Некоторое время он находился в заключении в Петропавловске, а в августе был отправлен в распоряжение Владивостокского ГПУ НКВД. 23 декабря того же года переведен в Читу.

По данным ОГПУ, в Чите под сильным давлением согласился сотрудничать с органами госбезопасности и 14.02.1924 был освобожден из-под ареста с подпиской о невыезде с места освобождения.

Продолжение следует

Tags: Владивосток, история Дальнего Востока, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments