d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 5)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья , Часть четвертая

Цикл бесед с епископом Анастасием, управляющим Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Ко времени освобождения епископа Даниила, Забайкальская епархия находилась в руках обновленцев, т.к. после ареста в начале 1924 г. Силингинского викарного епископа Софрония (Старкова), временно управлявшего Забайкальской епархией, православное духовенство епархии было обезглавлено и большинство священнослужителей уклонилось в обновленческий раскол.

5 декабря 1924 г. епископ Даниил был назначен Святейшим Патриархом Тихоном временным попечителем Забайкальской епархии с сохранением титула епископа Охотского. Используя свой опыт миссионера, владыка создал миссию, которая противостояла обновленческому движению в епархии. К июню 1925 г. епископу Даниилу удалось фактически восстановить деятельность Забайкальской епархии. В православных храмах возносились молитвы об обращении раскольников, писались воззвания против «живистов» (сторонников Живой церкви), проводились публичные диспуты.

18 ноября 1926 г. епископ Даниил был назначен управляющим Иркутской епархией. С 1 февраля 1927 г. по просьбе паствы вновь согласился взять на себя временное управление Забайкальской епархией, оставаясь одновременно управляющим Иркутской епархией.

Фото: Иркутск в 1918-1919

В мае 1927 г. владыка был арестован, а 29 августа т.г. коллегией ОГПУ приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), как говорилось в обвинении, потому что он «принял на себя руководство нелегальным комитетом взаимопомощи, использовал амвон для проповедей антисоветского содержания».

В материалах дела 1927 г. есть характеристика на владыку Даниила из органов ОГПУ: «Элемент антисоветский, завербован под нажимом следственного дела. Упрямый, хитрый, самолюбивый, недисциплинированный, требует твердого нажима. Задания всегда старается не выполнить. Кроме того, Шерстенников расконспирировался, разгласил порученное ему задание и, более того, повел работу по обработке мирян и духовенства против заданных платформ о переводе Иркутской епархии в ВВЦС (Временный высший церковный совет) или автокефалию».

16 января 1928 г. епископ Даниил прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), но затем заключение было заменено на ссылку в Коми. Последним местом проживания владыки стало село Поле Онежского р-на Архангельской области. 1 февраля 1932 г. епископ Охотский Даниил (Шерстенников) отошел ко Господу и был погребен на кладбище села Поле.

Фото: Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий в корейской школе г. Владивосток, Корейская слободка, нач. ХХ в.

16 октября 1916 г. в Кафедральном Успенском соборе совершилось торжество хиротонии (рукоположения) начальника Камчатской духовной миссии архимандрита Нестора (Анисимова) во епископа Петропавловского и Камчатского. В хиротонии принимали участие архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий (Никольский), епископ Японский Сергий (Тихомиров), епископ Благовещенский и Приамурский Евгений (Зернов), епископ Никольск-Уссурийский, викарий Владивостокской епархии Павел (Ивановский).

2 ноября епископ Нестор на пароходе «Индигирка» с игуменом Николаем и двумя иеродиаконами Южно-Уссурийского Шмаковского монастыря отбыл в Петропавловск-на Камчатке.

31 декабря 1916 г. умер настоятель Владивостокского кафедрального Успенского собора протоиерей Александр Ильич Муравьев. 4 января 1917 г. отец Александр был погребен в ограде Кафедрального собора, а настоятелем собора был назначен протоиерей Николай Васильевич Чистяков.

Февральская революция

23 февраля (по ст. стилю) 1917 г. в Петрограде начались антивоенные митинги, вызванные перебоями с продовольственным снабжением столицы. Ряд митингов перерос в массовые стачки и демонстрации, а также стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля начались бои с вызванными в столицу войсками.

27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание. Начался массовый переход войск на сторону восставших. Мятежники заняли важнейшие пункты города: мосты, вокзалы, главный арсенал, телеграф, главный почтамт. Были разгромлены полицейские участки, захвачены тюрьмы, выпущены заключенные, пали Петропавловская крепость и Зимний дворец, начались аресты царских министров. В ночь на 28 февраля официально было объявлено о создании Временного комитета Государственной думы. Совершилась Февральская революция.

27 февраля в соборном доме г. Владивостока состоялось собрание приходского и военного духовенства по вопросу об оживлении приходской жизни. В полночь на 28 февраля 1917 г. в Кафедральном Успенском соборе по просьбе жителей города был отслужен молебен.

7 марта в Соборном доме состоялось пасторское собрание всего епархиального и военного духовенства г. Владивостока, единогласно постановившего: «Приветствовать обновленный строй России, изменить текст в молитвах о правительстве согласно указу Святейшего Синода и подать приветственную телеграмму: Родзянко, Львову и первоприсутствующему члену Святейшего Синода, испрашивая у последнего молитвенное благословение на общий объединенный труд».

Собрание избрало делегатами в Владивостокский комитет общественной безопасности священников Сергия Данилова и Григория Прозорова. Затем, пропев вечную память «павшим борцам за свободу и счастье России», вынесло постановление: «В первый воскресный день (12 марта) по всем церквам города, после литургии, отслужить торжественный молебен о даровании России спокойствия и победы над врагом внешним, с провозглашением многолетия: 1. «Богохранимой Державе российской и Временному правительству ея», 2. «Христолюбимому всероссийскому победоносному воинству», 3. «Вечную память всем отдавшим жизнь за свободу и счастье России».

Фото: Могила митрополита Евсевия в Новодевичьем монастыре.

Архиепископ Евсевий на основании этого решения духовенства послал в Петроград телеграммы следующего содержания: «10 марта 1917 г. Святейшему Синоду. Общее пасторское собрание г. Владивостока далекой окраины великой России, объединенное сознанием важности переживаемого момента, желает своей родине полного расцвета всех ее сил и скорейшей победы над внешнем врагом, приветствует обновленный строй ее, просит в лице Вашего Высокопреосвященства Святейший Синод принять такое приветствие и ниспослать благословение на общий объединенный труд. Архиепископ Евсевий, председатель собрания протоиерей Коноплев».

Фото: Епископ Евсевий  (Никольский). Евсевий, в миру Евгений Ионович Никольский.

«11 марта 1917 г. Председателю Государственной Думы Родзянко. Владивостокское городское, епархиальное и военное духовенство, признав новое народное правительство и молясь о благосостоянии возрождающейся родины и победе над врагом, приветствует в лице вашем это правительство. Архиепископ Евсевий».

19 марта в соборном доме священником Сергием Толпегиным была проведена беседа с прихожанами о необходимости для граждан принятия присяги новому правительству.

9 апреля после вечерни в соборном доме состоялось общее собрание членов Общества ревнителей православия для решения вопросов, касающихся современных событий. На собрании был избран исполнительный орган: председателем - священник Аристарх Пономарев, товарищем председателя - протоиерей Григорий Ваулин, казначеем - А.И. Ляккер.

20 апреля в соборном доме состоялось пасторское и Общества ревнителей православия собрание, на котором был прочитан доклад учителя М.Н. Головщикова «О слиянии церковно-приходских и министерских школ в одну свободную народную школу». Этот доклад был прочитан также на Хабаровском краевом учительском съезде и в Приморском педагогическом обществе. На основании этого доклада краевой учительский съезд отстранил от управления церковными школами епископа Павла, действительного статского советника Антонинова, протоиерея Г. Ваулина, священника С. Нежинцева и других.

Фото: Архимандрит Павел (в миру Николай Иванович Ивановский; 1874 — 1919), начальник Русской духовной миссии в Корее.

Один из участников этого собрания, назвавший себя «Не ревнитель», на страницах газеты «Дальний Восток» (№103 от 27.04.2017 г.) писал: «Когда я ушел из собрания дорогой под свежим впечатлением, я заключил, что наше «отцы духовные» ничуть не признают нового строя, а только под давлением общества и обстоятельств принимают внешне новую окраску и в душе все-таки считают Николая Романова помазанником Божиим, отрекшимся от престола из любви к народу; и вернись он каким-либо чудом обратно, «отцы» немедленно будут воспевать его благость. Поэтому обращаюсь к гражданам: поддержите церковно-приходских учителей, не позволяйте пичкать детей ненужным церковно-славянским языком и лишним балластом из Закона Божия, преподаванием которого не достигается религиозная цель, а воспитывается в душах детей тупая покорность насилию».

23 апреля в 7 часов вечера в соборном доме вновь состоялось собрание Общества ревнителей православия в составе духовенства и мирян под председательством священника Аристарха Пономарева. Был заслушан доклад действительного статского советника В.П. Антонинова «О значении и необходимости церковно-приходских школ для народа». По обсуждению доклада собрание постановило:

1. Оставить церковно-приходские школы как самостоятельный орган в ведении духовенства.

2. Ходатайствовать перед высшими властями об обжаловании постановления Хабаровского краевого съезда учителей, который постановил передать церковно-приходские школы в ведение министерства народного просвещения.

30 апреля в Кафедральном соборе состоялось собрание прихожан для избрания делегатов на епархиальный съезд, назначенный на 2 мая 1917 г. в Петропавловской церкви-школе «Памяти всех нижних чинов» на Первой Речке.

15 августа 1917 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, в г. Москве в Успенском соборе Московского Кремля открыл свою работу Священный Собор Православной Российской Церкви. От Владивостокской епархии в работе Собора принимали участие следующие делегаты:

1. Архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий, кандидат богословия (г. Владивосток);

Фото: Еп. Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский). Фото 1912 г.

2. Епископ Никольск-Уссурийский Павел, викарий Владивостокской епархии, Восточный институт (г. Владивосток);

Фото: Иеромонах Нестор (Анисимов).

3. Епископ Камчатский и Петропавловский Нестор, второй викарий Владивостокской епархии, миссионерские курсы при Казанской духовной академии (г. Петропавловск-на Камчатке);

4. Священник Нежинцев Стефан Владимирович, настоятель Петропавловской церкви, учитель высшего народного училища (г. Владивосток);

5. Священник церкви штаба Владивостокской крепости Пономарев Аристарх Рафаилович, студент духовной семинарии (г. Владивосток);

6. Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Владивостокской епархии Антонинов Василий Петрович, кандидат богословия (г. Владивосток);

7. Ветеринарный фельдшер Мельников Иван Иванович, фельдшерская школа, ст. Манчжурия, КВЖД;

8. Служащий частной торговой фирмы Новограбленов Иван Трифонович, городское училище (г. Петропавловск-на Камчатке);

9. Крестьянин Шепелев Василий Григорьевич, начальное училище, с. Шкотово Приморской области.

Собор заседал более года до 20 сентября 1918 г. Он стал дискуссионной площадкой, где обсуждались важные вопросы церковной жизни. 23 октября 1917 г. Собор принял определение по поводу правительственного законопроекта «О церковно-приходских школах». В нем говорилось: «Священный Собор Православной Российской Церкви, состоящий из представителей всего православного русского народа, епископов, клириков и мирян, считает долгом заявить Временному правительству, что закон «О передаче церковно-приходских школ в ведомство Министерства Народного просвещения» от 20 июня 1917 г. причиняет большой вред Православной Церкви в ее христианско-просветительной деятельности, внезапно отнимая у православных приходов незаменимое средство выполнять свое важное назначение».

25 октября 1917 г. в Петрограде произошел переворот, осуществленный партией большевиков, приведший к свержению Временного правительства и установлению Советской власти. 28 октября на Соборе было принято решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви, положившее конец синодальному периоду. 5 ноября Патриархом Московским и всея России был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин).

11 декабря 1917 г. вышло постановление Комиссариата народного просвещения «О передачи дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата народного просвещение», лишившее Православную Церковь права осуществления религиозно-просветительной деятельности.

Продолжение следует

Tags: Владивосток, история Дальнего Востока, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments