d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 8)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья , Часть четвертая , Часть пятая , Часть шестая , Часть седьмая

ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

В 1922 году в Российской Православной Церкви произошел раскол. После ареста патриарха Тихона группой духовенства 18 мая 1922 г. было сформировано самочинное Высшее Церковное Управление (ВЦУ) под председательством епископа Антонина (Грановского). Большинство членов ВЦУ состояли в группе «Живая церковь» и выступали за осуществление церковных реформ, которые, по их мнению, должны были приблизить Церковь к задачам и потребностям современной жизни. С этого времени сторонников патриарха Тихона стали называть тихоновцами или староцерковниками, а раскольников - обновленцами или живоцерковниками.

Фото: Антоний (Грановский) в центре.

В то время как в Москве формировалось ВЦУ, в Сибири активизировались сторонники церковных реформ. Священник Томского храма во имя Иоанна Лествичника Петр Блинов образовал группу прогрессивного духовенства «Живая церковь». 2 июня 1922 г. в Николаевской церкви Томска состоялось собрание инициативной группы духовенства и мирян, на котором было образовано Томское временное церковное управление. 9 июня томское ВЦУ было переименовано в Сибирское областное церковное управление (СибОЦУ).

2 октября 1922 г. в Томске открылся Всесибирский съезд духовенства и мирян, на котором председатель СибОЦУ протоиерей Петр Блинов был избран епископом Томским и Сибирским. 8 октября в Томском Благовещенском соборе он получил епископство и стал первым женатым архиереем. В ноябре 1922 г. СибОЦУ было переведено в Новониколаевск (Новосибирск), а архиепископ Петр Блинов стал митрополитом Сибирским.

21 марта 1923 г. на основании телеграммы СибОЦУ за №136 был расформирован Владивостокский епархиальный совет и 28 марта сформировано обновленческое Владивостокское епархиальное управление. Уполномоченным председателем епархиального управления назначен протоиерей Владимир Давыдов, членом управления - священник Григорий Климчук и секретарем - прихожанин Кафедрального Успенского собора Василий Павлович Любарский.

В это время во Владивостоке широко развертывалось антицерковная пропаганда, оскорбляющая чувства верующих. 22 марта 1923 г. на заседании Антирелигиозной комиссии постановили: «С понедельника 26 марта открыть отдел в печати о процессе патриарха Тихона. Признать необходимым устройств ряда широких докладов по вопросу о тихоновщине... Устроить широкую комсомольскую манифестацию в ночь на первый день пасхи, а также и в первый день Пасхи.

На последней неделе перед пасхой поставить ряд научных антирелигиозных лекций и докладов, привлечь для этой цели все имеющиеся силы».

29 марта Антирелигиозная комиссия постановила: «Провести лекции по следующим темам: 1 апреля - «Происхождение веры в бога», 6 апреля - «Тихоновщина и русская церковь». Для участия в прениях пригласить служителей всех религиозных культов... В ночь на Пасху комсомол, воинские части, флот с оркестром, факелами выходят на улицу и на площади (возле собора) устраивается концерт».

29 апреля 1923 г. в Московском храме Христа Спасителя открылся т.н. Второй всероссийский поместный собор. На нем были представлены все обновленческие фракции: «Живая церковь», «Союз Церковного Возрождения» и «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ). Собор утвердил резолюцию о лишении сана и монашества патриарха Тихона как предателя Церкви и признал восстановление патриаршества контрреволюционным актом. Отлучил от Церкви всех участников Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей, прошедшего в ноябре 1921 г. в Сремских Карловцах (Сербия).

Были приняты следующие неканоничные решения:


  1. Ввести в жизнь белый брачный епископат.

  2. Разрешить второбрачие священнослужителям.

  3. Разрешить священнослужение женатым на вдовах и разведенных.

  4. Закрыть монастыри как несоответствующие современному уровню жизни.

  5. Перейти на григорианский (новый) стиль с 12 июля 1923 г.

8 мая обновленческий собор закончил свою работу.

15 мая 1923 г. состоялось заседание Бюро Приморского губисполкома РКП(б), на котором выступил начальник ГПУ Карпенко, отметивший, что «по проведенному обследованию местные церкви оказались очень бедными. Предполагать, что в связи с изъятием церковных ценностей могут произойти недоразумения - нельзя, т.к. приходы лояльны к Советской власти. По имеющимся сведениям, на Всероссийском Церковном Соборе епископом в Приморье назначен Василий Смелов».

Фото: Владимир Красницкий, Пётр Блинов, Антонин (Грановский) в кулуарах собора за беседой (1922г.)

Бюро постановило:

«1. Поручить фракции Губисполкома организовать комиссию по проведению в жизнь декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» согласно директив центра под председательством Предгубисполкома, заместителя - начальника ГПУ т. Карпенко и членов: Председателя Губкомпомгола т. Николаева, зав. орготделом Губкома т. Стеценко и зав. отделом управления Губисполкома т. Шишлянникова.

2. Комиссия проводит техническую подготовку к изъятию церковных ценностей. После приезда назначенного епископа Василия Смелова приступить к изъятию, вовлекая его в это дело».

Смелов Василий Петрович родился в 1869 г. Окончил в 1890 г. Самарскую духовную семинарию. В 1892 г. рукоположен в сан священника. Много лет был священником-миссионером. В сане протоиерея служил в г. Оренбурге. В годы Гражданской войны - военным священником в армии Колчака.

В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 6 января 1923 г. хиротонисан во епископа Бийского с сохранением брачного состояния. Участвовал в работе обновленческого Всероссийского поместного собора 1923 г. 20 мая 1923 г. епископ Василий был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Владивостокской епархии.

Приехав во Владивосток в начале июня 1923 г., архиепископ Василий возглавил обновленческое Владивостокское епархиальное управление, став его председателем. 17 июля 1923 г. группа верующих обновленцев заключила договор с Владивостокским советом рабочих и крестьянских депутатов о передачи им в бессрочное и бесплатное пользование здания и имущества Успенского Кафедрального собора. Настоятелем Собора стал архиепископ Василий Смелов.

Вступив в управление Владивостокской епархией, архиепископ Василий начал борьбу против тихоновского духовенства. Все священнослужители, не признавшие обновленческого архиерея, были уволены от службы в епархии и запрещены в священнослужении. В своих посланиях и циркулярах, обращенных к пастве и духовенству, он осуждал действия тихоновцев-староцерковцев и оправдывал действия обновленцев-живоцерковцев.

Так, в послании «Тихоновцы - нарушители канонов» архиепископ Василий писал: «Причты церквей г. Владивостока за неподчинение Священному Собору Православной Русской Церкви 1923 г., Сибирскому Областному Церковному Совету, за ложь и клевету, ими распространяемую, на обновлении церкви на подлинных заветах Христа и определениях вселенских и поместных соборов, уволены с мест и запрещены в священнослужении.

Такому распоряжению они не подчинились и стали строить гаражи и в них совершать службы и требы...

Тихоновцы скажут: наш епископ Михаил, бежавший в Японию, а мы отвечаем: он не пастырь, а по учению Христа: наемник, ибо убежал от своей паствы.

Все беглецы за границу Собором Православной Русской Церкви отлучены от общения церкви, пока не раскаются. Твердо запомните, что Михаил - беглец, наемник, а не пастырь.

Ясно, что тихоновцы запрещены законно и своими самовольными поступками нарушают 39 правило Апостол, ни Бога не боясь, ни людей не стыдясь».

К концу 1923 г. во Владивостоке в руках обновленцев, кроме Успенского Кафедрального собора, находились следующие храмы: Покровская кладбищенская церковь на ул. Китайская 44 (ныне Океанский пр-кт), Скорбященская церковь на Морском кладбище, Скорбященская церковь на ул. Манчжурская 30 (Махалина), Александра Невского на Чуркине по ул. Пихтовая 16, Благовещенская на ул. Посьетская 8, Петропавловская на ул. Благовещенская 62 (Комсомольская), Свято-Троицкая на ул. 5-я Рабочая 14.

В 1924 г. обновленческая церковь по количеству своих членов сильно уступала тихоновской, однако представляла собой крупную организацию. В административном отношении она разделялась на составные части, имеющие различную степень самостоятельности, а именно: Российская Православная Церковь, Украинская Церковь, Белорусская Церковь, Сибирская Церковная область и Дальневосточная Церковная область. Все эти части Российской Церкви имели свои административные органы, находившиеся в каноническом подчинении обновленческому Священному Синоду. Во главе Дальневосточной Церковной области находился Дальневосточный Областной Церковный Совет под председательством архиепископа Василия Смелова.

8 апреля 1925 г. пленум обновленческого Священного Синода принял постановление об образовании 11 митрополий: Московской (с кафедрой в Москве), Северо-Западной (с кафедрой в Ленинграде), Западной (с кафедрой в Смоленске), Воронежской (с кафедрой в Воронеже), Северо-Кавказской (с кафедрой в Ростове-на-Дону), Крымской (с кафедрой в Симферопале), Туркестанской (с кафедрой в Ташкенте), Закавказской (с кафедрой в Баку), Уральской (с кафедрой в Свердловске), Сибирской (с кафедрой в Новосибирске) и Дальневосточной (с кафедрой во Владивостоке). В августе 1925 г. архиепископ Василий Смелов был возведен в сан митрополита.

В феврале 1926 г. в Успенском соборе проводила работу комиссия по проверке и учету всех церковных зданий и предметов богослужения в составе председателя - члена Владивостокского горсовета Кондратенко и участкового надзирателя Океанского отделения РК милиции Ковалева, в присутствии представителей группы верующих обновленцев Успенского собора Любарского В.П. и церковного старосты Гладкова А.М. Комиссия выявила пропажу золотой панагии на золотой цепочке, принадлежавшей епископу Камчатскому Гурию и находившейся на хранении в ризнице собора. В своем акте от 16 февраля 1926 г. комиссия отметила, что в здании «есть паровое отопление, но оно не функционирует. Само здание собора имеет вид, как снаружи, так и внутри, грязный. Следовало бы этому зданию дать ремонт».

С 23 по 25 сентября 1926 г. в Хабаровске проходил III Областной церковный съезд представителей духовенства и мирян от епархий, входящих в Дальневосточный митрополичий округ: Владивостокской, Хабаровской, Благовещенской и Забайкальской, - и автономных республик: Якутской, Бурято-Монгольской и заграничной Харбинской. На Дальневосточном митрополитанском съезде были рассмотрены следующие вопросы:


  1. О текущем моменте в связи с расколом в тихоновщине;

  2. Доклады о положении церковных дел в епархиях;

  3. Отчет Дальневосточного митрополитанского управления (ДМУ) о своей деятельности;

  4. Перевыборы членов ДМУ.

Как следует из отчета агента-осведомителя ГПУ о работе III Дальневосточного митрополитанского съезда 23 сентября, на заседании съезда «митрополитом Василием была проведена беседа о непризнании тихоновщиной обновленческого движения и о клевете их, что якобы обновленцы поломали церковные правила, а также указал о расколе тихоновщины на 4 разных лагеря, и что эти лагеря также разделились и разделяются на разные части. Кроме сего он прочитал из московской газеты «Безбожник» (№32), в которой указано, кто такой Патриарший тихоновский заместитель Петр Крутицкий, где указана его биография, что он был друг и товарищ Распутина».

На заседании ДМУ 24 сентября 1926 г. рассматривался вопрос о перемещении из Владивостока в Хабаровск, в свою митрополитанскую резиденцию, митрополита Василия Смелова. «После продолжительного обсуждения вопроса и многократных просьб членов съезда митрополит Василий изъявил согласие находиться в Хабаровске, но лишь с тем, чтобы плата на содержание его вносилась аккуратно и своевременно, чтобы не голодовать».

В 1928 г. митрополит Василий был переведен в Армовир, а затем занимал обновленческие кафедры в Баку и Туркестане. В начале 1933 г. вышел за штат, а затем перебрался в Иран и поселился в Мешхеде. Обращался к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и Патриарху Константинопольскому с просьбой о принятии в общение. В 1934 г. переехал в Тегеран и направил послание в Архиерейский Синод РПЦЗ с отречением от заблуждений, просьбой о расторжении брака и принятии в каноническое общение. Зарубежный Синод выразил согласие принять его в качестве мирянина, каковое предложение Смелов отверг. Умер Василий Смелов от рака в городской больнице Тегерана 23 февраля 1936 г. Похоронен на русском кладбище в Тегеране.

Епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Продолжение следует

Tags: Владивосток, Гражданская война на ДВ, история Дальнего Востока, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments