d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Category:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 9)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья , Часть четвертая , Часть пятая , Часть шестая , Часть седьмая , Часть восьмая

Фото: Внутренний вид Владивостокского кафедрального собора (1900-1910г.)

После перемещения митрополита Василия в Хабаровск в конце 1926 г. управляющим Владивостокской епархией и настоятелем Успенского кафедрального собора стал епископ Николай Коблов. Родился он 3 мая 1869 г. Окончил Пензенскую духовную семинарию. Был женат. В 1922 г. в сане протоиерея уклонился в обновленческий раскол. 29 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Ташкентского. С сентября 1924 г. епископ Киринский, викарий Иркутской обновленческой епархии. Владивостокской епархией управлял непродолжительное время. Уже в марте 1927 г. перемещен на вновь образованную Зейско-Алданскую епархию. С апреля 1930 г. настоятель прихода, епархией не управлял. Дальнейших сведений о нем не имеется.

Фото: архиепископ Михаил Трубин.

В июле 1927 г. был назначен на Владивостокскую обновленческую кафедру архиепископ Михаил Трубин, ставший настоятелем Обновленческого Успенского кафедрального собора. Он характеризовался как неуживчивый, грубый, заносчивый, аморальный карьерист, имевший склонность к стяжательству.

Родился Михаил Осипович 17 ноября 1893 г. в крестьянской семье. Окончил церковно-учительскую семинарию и Пермскую богословскую апологетическую миссионерскую проповедническую школу. В 1911-1912 гг. прослушал миссионерские курсы. Женат.

30 ноября 1913 г. рукоположен в сан диакона. 9 мая 1916 г. рукоположен во священника. Был настоятелем собора на заводе «Сыльва» Пермской епархии. Состоял помощником уездного миссионера и помощником благочинного. В 1918 г. полгода состоял кандидатом в члены ВКП(б), за что был арестован и сидел 6 месяцев в тюрьме по обвинению в большевизме. В сентябре 1920 г. назначен настоятелем Петропавловской церкви в с. Елово Осиновского уезда Пермской губернии.

В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, с того времени состоял уполномоченным ВЦУ по Пермской и Сарапульской обновленческим епархиям. Возведен в сан протоиерея. Ответственный редактор журнала «За Христом». Участник обновленческого Всероссийского Поместного Собора 1923 г.

По представлению группы СОДАЦ на обновленческом соборе был поставлен вопрос о посвящении Михаила Трубина в сан епископа. Несмотря на вето архиепископа группы Антонина (Грановского), Михаил Трубин, будучи в браке, хиротонисан во епископа Пермского. 11 июля 1923 г. из-за конфликтов с единомышленниками переведен на Соликамское викариатство. С октября 1924 г. обновленческий архиепископ Тюменский. Участник обновленческого Всероссийского Собора 1925 г. С 10 октября 1925 г. архиепископ Архангельский. Оставил свою жену. С 5 октября 1926 г. правящий архиепископ Забайкальский и Читинский. Участник III Дальневосточного митрополитанского съезда в Хабаровске.

Его вступление в управление Владивостокской епархией и Кафедральным Успенским собором привело к образованию внутренних враждующих между собой группировок. Так, прихожане собора Павел Пахомов и Александр Муйжнек в своем заявлении от 14 октября 1927 г. на имя начальника управления Владивостокской гор. милиции писали: «В соборе в данное время образовалось 2 группы, одна за митрополита Василия, а другая - за архиепископа Михаила. Между обоими группами образовалось сильно обостренное отношение, выразившееся пока в следующем: гражданка Ковальская, гр-н Зимин, Федус и Пчельников подняли в храме шум и устроили скандал. Гр. Маланья Вакулюк, служащая в Земотделе, поощряемая вышеупомянутыми гражданами, бросилась на гр. Елену Ганенфельд и начала ей наносить удары. Прихожане разняли, но вышеупомянутые граждане продолжали одобрять действия Вакулюк и ее выгораживать. <...> Группа женщин направилась к выходу на улицу Жертв революции. Вдруг, спрятавшись за памятником, Вакулюк бросилась на группу женщин, схватила первую попавшуюся женщину за горло, повалила ее на землю, начала душить и оттаскивать к забору. Услышав о помощи, некоторые бросились спасать и едва смогли разнять, ибо из группы Васильевцев ее выгораживали. Ввиду того, что между обоими группами могут быть весьма серьезные осложнения и инциденты, мы настояшим просим дать охрану со стороны милиции во время богослужения» ( в цитатах сохранены авторская орфография и пунктуация. Ред.).

Фото: Внутренний вид Владивостокского кафедрального собора (1900-1910г.)

Это противостояние закончилось тем, что в январе-апреле 1928 г. сторонники митрополита Василия в количестве 19 человек подали в Комхоз свои заявления с просьбой об исключении их из числа подписавшихся под договором, заключенным с Комхозом, и снятии с них ответственности за целостность и сохранность церковного имущества. Вместо них в церковную двадцатку вошли другие лица - сторонники архиепископа Михаила.

24 ноября 1927 г. архиепископ Михаил был награжден правом ношения креста на клобуке, а в 1928 г. возведен в сан митрополита.

В это время в Успенском соборе служили следующие священнослужители: Митрополит Михаил Трубин - настоятель собора, протоиерей Антоний Иванович Рудомино - ключарь собора, священник Петр Иванович Федотов, священник Дмитрий Ванифатьевич Крамаренко, протодиакон Сергей Васильевич Сухов.

В начале 1929 г. митрополит Михаил был назначен председателем Дальневосточного митрополитанского управления (ДМУ) и перебрался в Хабаровск. В ноябре 1929 г. уволен из Дальневосточной митрополии.

Принес покаяние в уклонении в обновленчество митрополиту Сергию (Страгородскому) и назначен настоятелем Ферганского собора. С 1931 г. - настоятель собора в Орехово-Зуево. Из-за склок был уволен.

2 июля 1931 г. вновь уклонился в обновленчество и в октябре 1931 г. назначен обновленческим митрополитом Пензенским. За ссору уволен из Пензы. С декабря 1931 г. обновленческий митрополит Алмаатинский. В 1933 г. вступил во второй брак. В 1934 г. был арестован в Свердловске и обвинен в шпионаже. За недостаточностью улик освобожден.

С декабря 1934 г. обновленческий митрополит Бакинский. С 5 августа 1936 г. обновленческий митрополит Свердловский. 26 мая 1937 г. арестован по делу Объединенного церковно-политического центра.

Обвинялся в том, что якобы являлся организатором и руководителем действовавшей на Урале «контрреволюционной фашистской повстанческой организации церковников по линии обновленческой организации». 18 июня 1937 г. уволен за штат.

Осужден по решению тройки УНКВД Свердловской области 25 августа 1937 г. и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 27 сентября 1937 г. в Свердловске.

Епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Продолжение следует

Tags: Владивосток, вера и разум, история, история Дальнего Востока, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments