d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 13)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья , Часть четвертая , Часть пятая , Часть шестая , Часть седьмая , Часть восьмая , Часть девятая , Часть 10 , Часть 11 , Часть 12

Фото: Нищие перед входом в Кафедральный собор Владивостока. Автор:Элеонора Лорд Прей. Источник:Элеонора Лорд Прей. Владивостокский альбом. Владивосток: "Рубеж"., 2012.

В 1935 г. из Владивостока в Харбин пришло письмо священника-тихоновца о. Александра Кедрова, написанное им перед отъездом в ссылку и опубликованное в журнале «Вера и жизнь». В этом письме о. Александр описывает те страдания, которые приходится переживать православному духовенству в Приморье. Прощаясь перед ссылкой со своими друзьями, он говорит:

«Дорогие друзья о Господе, помилуйте меня многогрешного, простите все мои согрешения и не делайте мне препятствия насладиться во святой земле полнотою радости и молитвенных трудов, где я, многогрешный, лобызая святую землю, вспомню всех вас. Я знаю, я уже готов к искушениям, но верую, что сила Божия поможет мне в борьбе. Картина разрушения не смутит меня и не отторгнет приливов радости. Пусть я буду сидеть под замком, но никто не отнимет у меня мыслей, что я сижу в месте, где в течение веков пребывали преподобные соловецкие угодники, и буду ощущать их явление, их одобрение. Радость моя усугубляется еще и тем, что я буду там и телесно не одинок, там святители: архиепископ Евгений, епископ Софроний; там друзья мои: протоиерей о. Павел Диев, протодиакон Петр Попов, друзья-соузники, исповедники истинного спасительного Православия, столпы и хранители его, вернейшие соратники во Христе Первосвятителя Патриарха Тихона. Я знаю, что они с любовью примут меня, а я как наименьший буду наслаждаться в служении им» *.

* В цитатах сохранена орфография и пунктуация первоисточника.

К сожалению, дальнейшая судьба этого священника неизвестна.

В 1923 г. был лишен избирательных прав и впоследствии арестован протодиакон Успенской кафедральной общины Попов Петр Петрович. Родился о. Петр в с. Рожки Малорожского уезда Вятской губернии в 1869 г. в семье псаломщика. В 1893 г. окончил Вятское духовное училище. С 1893 по 1898 г. служил псаломщиков в г. Сарапул Вятской губернии. В 1898 г. рукоположен в сан диакона и продолжал исполнять псаломщицкие обязанности до 1911 г.

С 1912 по 1917 г. служил диаконом в с. Софийском Приморской области и в г. Хабаровске. С 1917 г. протодиакон Владивостокского Кафедрального Успенского собора. Протодиакон Петр был обвинен в контрреволюционной деятельности и осужден на 2 года ИТЛ. Наказание отбывал в Архангельской области в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После окончания срока в конце 1925 г. возвратился во Владивосток и продолжил свое служение в Успенском молитвенном доме.

8 июня 1931 г. был снова арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности в составе Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края. Осужден 15 февраля 1932 г. и приговорен к 3 годам ИТЛ. Заключение отбывал в Кемеровской области (Сиблаг ОГПУ, Мариинский ИТЛ). После освобождения в 1934 г. уехал в Красноярский край и проживал в г. Ачинске. В 1937 г. переехал в г. Томск, где служил протодиаконом в Троицкой церкви. 25 августа 1937 г. снова арестован. Обвинялся как участник организации «Союз спасения России». 4 сентября 1937 г. осужден и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 21 сентября 1937 г. в г. Томске.

Протоиерей Успенской кафедральной общины Прозоров Григорий Петрович родился 24 сентября 1857 г. в Ярославской губернии. Окончил Спасо-Вифанскую московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1889 г. рукоположен в сан священника. Служил во Владивостоке военным священником стрелковых полков и военных лазаретов. В 1900 г. участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае. 4 сентября 1901 г. о. Григорий Прозоров назначен настоятелем Филиппо-Иннокентиевской церкви с. Янчихе, миссионером Янчихинского миссионерского стана корейской миссии в Южно-Уссурийском крае и заведующим церковно-приходской школы. C 1913 г. настоятель Евсевиевской церкви в с. Кневичи Никольск-Уссурийского уезда и законоучитель министерской школы. 7 марта 1917 г. священник Григорий Прозоров на собрании епархиального и военного духовенства г. Владивостока избран делегатом во Владивостокский комитет общественной безопасности. С 1922 г. протоиерей владивостокского кафедрального Успенского собора.

В Успенской кафедральной общине служил до 1924 г. В том же году перебрался в Америку, на Аляску, и назначен настоятелем ситкинского Михайло-Архангельского собора. В 1929 г. переведен в Воскресенский храм г. Ванкувера, Канада. В 1930 г. принял монашеский постриг с возведением в сан архимандрита. В 1934 г. архимандрит Григорий снова назначен настоятелем ситкинского кафедрального собора, а затем перемещен в Портланд (штат Орегон, США). 23 июня 1935 г. из-за болезни ушел на покой и был причислен сверх штата к Свято-Троицкому собору в Сан-Франциско, в юрисдикции Американской митрополии.

Умер архимандрит Григорий 15 июля 1935 г. и похоронен в Сан-Франциско на Сербском кладбище.

Фото: Со службы. Кафедральный собор Владивостока. 6 августа 1900 г. День тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Автор:Элеонора Лорд Прей

Из отчета Приморского губернского комитета ВКП(б) за январь-март 1925 г.:

«Борьба церковных течений не носит обостренный характер. Обновленцы влачат по городам довольно жалкое существование, влияние их на верующих ослабевает. Тихоновцы держатся крепче. Религиозные настроения не охватывают рабочих, но в крестьянстве они еще есть».

Из доклада «О развитии сектантства в Приморье» по состоянию на 15.03.1925 г.:

«Тихоновцы сильны в Приморье потому, что Владивосток почти непосредственно соприкасается с заграницей. Заграница наполнена бежавшими туда российскими реакционерами, представляется тихоновцам их спасением и до сего времени тихоновцы глубоко уверены, что настанет момент политического переворота и они возьмут свое, отомстят живистам. В поддержании таких «светлых надежд» тихоновцев играет громадную роль г. Харбин, где засели беглецы-реакционеры, политические деятели, монахи, епископы, как например: Нестор, Мефодий, Мелетий, Михаил и др. Вот такое близкое соседство Владивостока с Харбином и является для тихоновцев Приморской губернии большой поддержкой в их надеждах на возможность «скорых переворотов», почему тихоновцы в Приморье не могут быть так скоро ликвидированы. Около тихоновщины и во всей Приморской епархии сгруппировался весь недовольный существующей властью элемент, который, помимо того, что выражает свое недовольство, еще ведет и явно антисоветскую пропаганду. Выразителем такой пропаганды являются тихоновские молитвенные дома, или, как принято называть таковые во Владивостоке, «горажи»...».

Епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Продолжение следует

Tags: Владивосток, Гражданская война на ДВ, история, история Дальнего Востока, история в фотографиях, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments