d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 16)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья , Часть четвертая , Часть пятая , Часть шестая , Часть седьмая , Часть восьмая , Часть девятая , Часть 10 , Часть 11 , Часть 12 , Часть 13 , Часть 14 , Часть 15

Старый Владивосток. Кафедральный Собор.

Источник изображения

Успенская Кафедральная община староцерковцев

10 декабря 1925 г. в Москве был арестован местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр Крутицкий (Полянский). За несколько дней до ареста, 6 декабря, он оставил распоряжение о своих временных заместителях. Заместителем Местоблюстителя стал митрополит Сергий (Страгородский). В дальнейшем ход церковной жизни показал, что такая практика порождает много бедствий, соблазнов и недоумений.

22 декабря 1925 г. в Донском монастыре собралось 10 епископов, объявивших себя Временным высшим церковным советом (ВВЦС). Членам ВВЦС обманным путем удалось добиться от митрополита Петра при свидании с ним в тюрьме ОГПУ резолюции о передаче временного управления коллегии из 3 архиереев во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским).

Митрополит Сергий (Страгородский) не подчинился резолюции митрополита Петра на том основании, что архиепископ Григорий скрыл от митрополита Петра тот факт, что другие члены коллегии приступить к управлению не могут. Произошел раскол Тихоновской Церкви. Сторонники архиепископа Григория стали называться григорианами, а сторонники митрополита Сергия - сергианами. Между этими двумя группами началась борьба, в ходе которой как ВВЦС, так и митрополит Сергий намного превысили свои полномочия. Причем и «григориане» и «сергиане» признавали митрополита Петра своим первоиерархом и возносили его имя на богослужениях.

На Дальнем Востоке деятельность григорианского ВВЦС началась в г. Благовещенске в 1926 г. В июле 1927 г. на Благовещенскую кафедру был назначен епископ Серафим (Поляков), управлявший Благовещенской епархией до 1929 г. В связи с тем, что распространение григорианства на Дальнем Востоке началось с Благовещенска, у нас это течение часто называлось благовещенским.

В 1928 г. григорианство стало укрепляться во Владивостокской епархии. Согласно докладной записке зам. начальника владивостокского ООГПУ Коркина от 12 сентября 1928 г. во Владивостокском округе григорьевцы имели 8 церквей и 8 священнослужителей.

Во Владивостоке им была передана Свято-Никольская церковь по ул. 2-ая Матросская, д. 2. В постановлении Владивостокского окружного административного отдела за номером 359 от 8 июня 1928 г. говорится: «Владивостокский Окружной административный отдел, рассмотрев ходатайство группы верующих православных христиан-староцерковцев Благовещенского толка о передаче им в пользование церкви и имущества в г. Владивостоке по 2-ой Матросской улице, ПОСТАНОВЛЯЕТ: впредь до разрешения вопроса допустить группу верующих под личной ответственностью гр. Толмакова М.Г. к пользованию зданием и имуществом церкви по 2-ой Матросской г. Владивосток». Настоятелем церкви был назначен протоиерей Шалин Иван Васильевич.

В декабре 1931 г. была передана григорианам Вознесенская церковь по ул. 2-ая Круговая, д. 7. Настоятель - священник Червонный Пантелеймон Кононович.

В 1929 г. на Владивостокскую кафедру ВВЦС был назначен епископ Иринарх (Павлов), управлявший григорианской епархией до 1931 года. 2 июня 1931 г. он был арестован, а 2 декабря осужден на 3 года ИТЛ. После освобождения проживал в Куйбышевской области. В 1937 г. снова арестован, находился в куйбышевской тюрьме. Расстрелян 28 ноября 1937 г.

Никольская григорианская церковь была закрыта в 1934 г., а Вознесенская - в 1936 г.

Успенская кафедральная община староцерковцев приняла сергиевскую ориентацию. В 1926 г. она заключила договор с Владивостокским горсоветом о бессрочном и бесплатным пользовании зданием и имуществом Успенского молитвенного дома по ул. Посьетская, 33.

В конце 1926 г. митрополит Сергий был арестован. Поводом для ареста послужила попытка осуществить избрание Патриарха путем тайного сбора подписей среди архиереев. Эта затея была канонически сомнительна, ибо Собор, как живое личное единение в Святом Духе, не может быть заменен никаким «сбором подписей», а политически - чрезвычайно опасна. Большинство опрошенных епископов высказались за кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова), у которого осенью 1926 г. истекал срок ссылки. ОГПУ начало массовые аресты епископов по делу «контрреволюционной группы, возглавляемой митрополитом Сергием». В это время были сосланы не менее 40 епископов. Митрополит Кирилл получил дополнительный срок ссылки. Сам он был против этой затеи.

20 марта 1927 г., когда судебные репрессии против епископов все возрастали, митрополит Сергий был неожиданно освобожден. 18 мая он собирает несколько епископов (состав которых предварительно был согласован с ОГПУ), образует Синод, получивший название «Патриарший» и становится председателем этого Синода.

Получив в ОГПУ справку о регистрации, митрополит Сергий начинает целенаправленные изменения состава иерархии Российской Церкви. Ссыльные епископы увольнялись на покой, возвратившиеся из ссылки и «неблагонадежные» епископы переводились на дальние окраины, начались хиротонии (возведение в сан) и назначения бывших обновленцев.

29 июля 1927 г. митрополит Сергий с членами своего Синода издал декларацию, разделившую российскую Церковь на сторонников компромисса с безбожной властью и сторонников церковной свободы. В декларации говорилось об обещании верности и преданности государству, поставившему своей целью уничтожение религии и признании радостей и успехов Советской власти своими радостями и успехами. Для практического исполнения декларации 21 октября 1927 г. митрополит Сергий издал указ о поминовении на богослужениях Советской власти.

Среди церковного народа, духовенства и епископов возник протест против политического курса митрополита Сергия, что привело к образованию оппозиции как внутри страны, так и за рубежом.

Первым, кто заявил свой протест, был Архиерейский собор РПЦЗ, издавший окружное послание 9 сентября 1927 г., в котором объявили о прекращении административного общения с митрополитом Сергием. В Советском Союзе со своими протестами выступили епископы Виктор (Островидов), Димитрий (Любимов), Сергий (Дружинин), Алексий (Буй) и др.

6 февраля 1928 г. заявила свой протест Ярославская епархия, возглавляемая митрополитом Агафангелом (Преображенским) и его викариями архиепископами: Серафимом (Самойловичем), Варлаамом (Ряшенцевым), епископом Евгением (Кобрановым) и митрополитом Иосифом (Петровых), в то время проживавшим в Ярославской епархии.

Церковная оппозиция не имела единого административного центра. Часть ее прервала административное общение с Синодом митрополита Сергия, сохраняя молитвенное общение с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром. Эту часть оппозиции часто называли «непоминающие».

Другая часть сохраняла административное общение с Синодом, выражая свое несогласие с церковной политикой и иногда уклоняясь от исполнения его указов. Тогда и появился термин «сергианство», под которым понималась политика безусловной лояльности к безбожной власти, граничащая с ересью.

Успенская кафедральная община староцерковцев сохранила сергианскую ориентацию, признав Патриарший Синод. В сентябре 1927 г. на Владивостокскую кафедру был назначен епископ Нифонт (Фомин).

Фото: епископ Нифонт (Фомин).

Епископ Владивостокский и Приморский Нифонт (в миру Николай Петрович Фомин) родился 24 апреля 1885 г. в с. Липник Кирилловского уезда Череповецкой губернии в семье священника Преображенской липникской церкви. С 1896 г. по 1900 г. обучался в Кирилловском духовном училище. С 1900 г. по 1906 г. - в Новгородской духовной семинарии. В 1906 г. поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1910 г. пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. В том же году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и поступил учителем в богословскую школу при Соловецком монастыре.

С 18 июля 1911 г. - преподаватель Тифлисской духовной семинарии. С 10 сентября 1911 г. - преподаватель Саратовской духовной семинарии. 28 августа 1912 г. назначен смотрителем Петровского духовного училища в Саратовской губернии. После закрытия училища в 1918 г. служил священником в с. Красная Речка Саратовского уезда.

13 апреля 1918 г. рукоположен во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1919 по 1921 гг. неоднократно арестовывался и епархией не управлял.

В феврале 1921 г. назначен правящим епископом Царицынской епархии. 12 мая 1922 г. арестован в г. Царицын (Волгоград) по обвинению в сокрытии церковных ценностей. Осужден на 7 лет лишения свободы с последующей высылкой на 3 года в Кострому. 7 мая 1924 г. досрочно освобожден по амнистии.

С 1925 по 1927 гг. - епископ Сталинградский. С мая по сентябрь 1927 г. - епископ Вяземский, временно управляющий Владимирской епархией.

В связи с начавшимися протестами и выступлениями духовенства против декларации митрополита Сергия и его церковной политики в мае 1927 г. во Владивостоке была арестована группа духовенства «за контрреволюционные выступления во время богослужения». Задержанию подвергся и епископ Нифонт, содержавшийся некоторое время во Владивостокской тюрьме, а затем переведенный в Москву в Бутырскую тюрьму, где ему выбили все зубы. В июне 1928 г. он был освобожден и «вышел на покой».

Некоторое время проживал в г. Камышине, а затем в Пензе, у своего лучшего друга по духовной академии епископа Пензенского Кирилла (Соколова), противника декларации митрополита Сергия. В это же время у владыки Кирилла проживал и профессор Московской духовной академии Сергей Сергеевич Глаголев, высланный в Пензу из Москвы.

18 декабря 1928 г., накануне праздника Святителя Николая Чудотворца, епископы Нифонт и Кирилл вместе с профессором Глаголевым были арестованы и заключены в Пензенскую тюрьму.

После освобождения 26 мая 1929 г. епископ Нифонт назначен на Череповецкую кафедру. Деятельность епископа Нифонта, сумевшего сплотить вокруг себя верующих и противостоять нападкам безбожников, неоднократно вызывала злую критику в советской прессе и стала поводом для его ареста. 4 февраля 1931 г. владыка был арестован, а 2 октября осужден с группой духовенства и монахинями Леушинского монастыря Череповецкой епархии к заключению в ИТЛ.

16 октября 1931 г. епископ Нифонт был отправлен для отбывания срока наказания в Свирские лагеря ОГПУ. Оттуда он не вернулся.

29 октября 1927 г. во Владивостоке умер настоятель Успенской кафедральной общины староцерковцев протоиерей Николай Васильевич Чистяков. В начале 1929 г. управляющим Владивостокской епархии указом Патриаршего Синода был назначен епископ Марк.

Владыка Марк (в миру Боголюбов Марк Константинович) родился в 1879 г. в с. Аскине Уфимской губернии. Был рукоположен в сан священника и служил протоиереем в уфимском Никольском соборе. После принятия монашества возведен в сан архимандрита.

18 ноября 1922 г. рукоположен во епископа Стерлитомакского, викария Уфимской епархии. В 1925 г. арестован и выслан на 3 года. В 1928 г. снова арестован и приговорен еще на 3 года ссылки на Дальний Восток.

Его служение во Владивостоке протекало в то время, когда российская церковь была не только разделяема обновленцами и григорьевцами, но и смущаема декларацией митрополита Сергия (Страгородского). В жизнь Владивостокской епархии все это также вносило разделение и смуту, о чем свидетельствует письмо священника Пантелеимона Червонного протоиерею Елевферию Суражкевичу от 5.02.1929 г.

Он пишет: «Пришлось столкнуться с сергиянцем, который мне говорил, что епископ Марк приехал во Владивосток, но духовенство недолюбливает, что подходящий (похожий - ред.) на Вавулина (имеется в виду обновленческий протоиерей Григорий Ваулин - ред.) и службою, и разговором, ростом, манерами, словом, как родной брат. Я сказал: «Эх вы, священники! Вам надо не архиерея, а Романовской палки». Он посмотрел на меня, а потом сказал: «Ты самозванец». На паперти сказал. Вы пишите, что епископ Марк очень хороший человек, недалеко от вас живет. Подумал, какая вражда посеяна в духовном мире, люди образованные, а хуже, чем миряне».

Как говорилось выше, в 1930 г. все религиозные общины по всей стране должны были пройти регистрацию в местных органах власти, чтобы продолжать свою дальнейшую деятельность. Поэтому Успенская кафедральная община староцерковцев вместе со всеми общинами Владивостока, признававшими своим руководителем митрополита Сергия (Страгородского), в феврале-марте 1930 г. подала свои заявления в Административное отделение Управления Владивостокской городской РК милиции с просьбой зарегистрировать «Общество православного исповедования Патриаршей ориентации староцерковцев».

Из 9 общин, подавших заявление на регистрацию, регистрацию получили только 5. А именно: Скорбященская церковь на Морском кладбище, Троицкая церковь на Садгороде, Казанская церковь на Эгершельде, Троицкая церковь в рабочей слободке и Евсевиевская община на Седанке.

Епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Продолжение следует

Tags: вера, история Дальнего Востока, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments