d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Categories:

Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока (часть 17)

Часть первая , Часть вторая , Часть третья , Часть четвертая , Часть пятая , Часть шестая , Часть седьмая , Часть восьмая , Часть девятая , Часть 10 , Часть 11 , Часть 12 , Часть 13 , Часть 14 , Часть 15 , Часть 16

Успенский молитвенный дом регистрацию не получил, а в мае того же года он был выставлен на торги. 29 мая 1930 года начальник гормилиции Егоров писал в газету «Красное Знамя»: «Дом по Посьетской, 33, в котором помещается Успенский молитвенный дом, с торгов перешел Владивостокскому окружному союзу потребительских обществ, который и имеет возможность через нарсуд выселить группу верующих из указанного дома».

В июне 1930 года епископ Марк был выслан в Забайкалье, а в июле того же года назначен на Читинскую кафедру. 13 февраля 1933 г. арестован. 7 июля тройкой ПП ОГПУ по ВСК владыка был приговорен к 5 годам лишения свободы. Находясь в заключении, 24 мая 1935 г. он был приговорен к смертной казни. Вскоре расстрелян.

8 июля 1930 г. на Владивостокскую кафедру был назначен епископ Варсонофий.

Епископ Владивостокский и Приморский Варсонофий (в миру Лузин Антон Николаевич) родился 6 июня 1888 г. в Миасском заводе Троицкого уезда Оренбургской губернии, в семье приискового служащего Миасского золотопромышленного округа и потомственного гражданина Миасского завода. В 3 года остался сиротой и в 5 лет был усыновлен крестным отцом В.А. Лузиным, конторщиком на золотых приисках.

Окончил Челябинское духовное училище и Уфимскую духовную семинарию. В 1908 году поступил в Казанскую духовную академию. По окончании академии 10 июля 1912 г. принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля того же года - во иеромонаха.

В августе 1913 года был утвержден преподавателем Казанской духовной академии и исполнял обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. В 1919 году отцу Варсонофию присуждена степень магистра богословия за его рукопись «Нравственное учение Православной Церкви и отношение к нему латино-протестантской доктрины». 5 декабря того же года утвержден в должности доцента кафедры истории и обличения русского сектантства.

В мае 1921 года вместе со всеми преподавателями академии был арестован Всетатарской ЧК по делу «О казанской духовной академии» и приговорен к году заключения условно.

В октябре тоже года вместе с профессором протоиереем Николаем Петровым встал во главе организованного академической корпорацией Высшего богословского института, в котором состоял инспектором и профессором. В ноябре 1921 года возведен в сан архимандрита.

2 августа 1922 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и помещен в Казанскую тюрьму. 25 ноября 1922 г. постановлением комиссии по административным высылкам выслан на 3 года в Нарымский край. Затем проживал в Томской области, а в 1926 г. вернулся в Казань.

25 апреля 1926 г. хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии. с 1927 по 1929 гг. отбывал срок в Нарымском крае. По возвращении в Казань епископ Варсонофий признал Патриарший Синод митрополита Сергия и здесь, в Казани, по свидетельству протопресвитера Михаила Польского (из книги «Новые мученики российские»), произошла встреча с епископом Чистопольским Иоасафом (Удаловым), викарием Казанской епархии, вернувшемся из ссылки в мае 1929 г. и не признавшим декларацию митрополита Сергия и его Синода.

Владыка Варсонофий предложил епископу Иоасафу вместе помолиться и совершить литургию. На это предложение епископ Иоасаф ответил: «Нет, молись без меня за советскую власть», на что получил ответ: «Да не я, а дьякон за нее молится».

7 мая 1929 г. епископ Варсонофий назначен временно управляющим Иркутской епархией. 14 августа 1930 г. владыка прибыл во Владивосток и вступил в управление Владивостокской епархией.

Начало деятельности епископа Варсонофия во Владивостоке совпало с закрытием Успенского молитвенного дома, где находилась кафедра архиерея, и поиском подходящего помещения для Успенской кафедральной общины. Поскольку помещения найти не смогли, было решено перенести деятельность Успенской кафедральной общины и архиерейскую кафедру в Покровский молитвенный дом.

Председатель совета уполномоченных Православной Покровской общины священник Василий Троицкий в своем письме в Административный отдел при Владивостокском горсовете от 10 сентября 1930 г. писал: «Совет уполномоченных Покровской Православной общины верующих сообщает для сведения, что верующие и наличный состав служителей культа Успенской кафедральной общины, ввиду закрытия Посьетского молитвенного дома, с 10 сентября отправляет свои религиозные нужды при Покровском молитвенном доме (Успенского, 15)». А 25 сентября того же года он сообщал, что «означенная община духовно окормляется епископом Варсонофием Лузиным и находится под его управлением, согласно каноническим правилам и в соответствии с постановлениями Гражданской Власти по делам культов».

Согласно акту, составленному комиссией по проверке и учету церковных зданий от 4 февраля 1926 г., «означенный молитвенный дом арендуется группой верующих у частников П.И. Шепарнева и П.М. Рудакова. Дом каменный одноэтажный (раньше был гараж). Вход в молитвенный дом совершенно отдельный и с жилыми помещениями не связан. Внутри этого дома чисто, оборудовано под богослужения».

Иконостас деревянный, окрашен белой и голубой красками с бронзировкой, и в нем 3 двери: 1) Царские врата и на них иконы Благовещения Божией Матери и евангелистов; 2) Южные двери с иконой святителя Николая; 3) Северные двери с иконой Архистратига Михаила. По бокам царских врат на полотне иконы Спасителя и Божией Матери, писанные масляной краской. За южной дверью - икона святых Кирилла и Мефодия, писана масляной краской. За северной дверью - такая же икона с изображением преподобного Серния и святителя Феодосия Черниговского. Вверху иконостаса 6 икон на жести с изображением Архистратига Михаила, преподобного Сергия, святого Александра Невского, великомученика Пантелеимона, святителя Феодосия и великомученика Георгия.

С марта 1930 г. Покровский молитвенный дом находился под угрозой закрытия, т.к. техническим обследованием от 10 марта помещения гаража было «взято на учет, как использованное не по назначению»*. Поэтому в своем заявлении от 19 марта 1930 г. уполномоченные Покровской группы верующих писали Владивостокскому окружному исполнительному комитету: «Если гараж, приспособленный нами под Молитвенный дом «использован не по назначению», то таковому назначению вполне соответствует специальное здание Покровского храма, о передаче которого нашей группе мы в продолжении целых 7 лет почти ежегодно возбуждали письменные и телеграфные ходатайства пред ВЦИК-ом, ОКРК-ом и горсоветом. <…>

Лишая почти полной возможности целые тысячи православно-верующих (староцерковцев), живущих на огромной территории прихода удовлетворять свои религиозные потребности - что противоречит и декрету об отделении Церкви от Государства и может быть использовано врагами Советской Власти в превратную сторону - мы, как лояльные граждане СССР (лояльность которых неоднократно высказывалась представителем нашей организации, Митрополитом Сергием и в печати, и в своих обращениях к подведомственному духовенству и до настоящего времени ничем не скомпрометирована), вправе надеяться, что наше справедливое и законное настоящее ходатайство будет удовлетворено».

5 апреля 1930 г. настоятель Покровского молитвенного дома протоиерей Николай Комаров направил в Москву телеграмму председателю ВЦИК Калинину, а копию - председателю Совнаркома Рыкову и заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию с просьбой «разрешить общение тчк остаться  в занимаемом гараже».

29 мая 1930 г. начальник гормилиции Егоров сообщал: «Гараж согласно резолюции зам. нач. ОКРА т. Селютина был предоставлен для молитвенных собраний группе верующих-староцерковников до Пасхи, включая и Пасхальные дни. Так как Пасхальные дни окончились, то мною 28 мая с.г. предложено начальнику 4 отдела объявить гр. Комарову, чтобы молитвенные собрания в гараже были немедленно прекращены. В случае неисполнения - гараж закрыть».

2 июня 1930 г. уполномоченный группы верующих Покровского молитвенного дома обратились в административное отделение Владивостокского окружного исполкома: «Нами еще в начале апреля с.г. была отправлена обстоятельная телеграмма Председателю ВЦИК т. Калинину, в каковой телеграмме мы ходатайствуем пред ВЦИК-ом или оставить в нашем распоряжении для молитвенных собраний помещение гаража или же возвратить здание бывшего Покровского храма, но ответа на нашу телеграмму до сих пор нет. Настоящим мы убедительно просим адмотдел отменить распоряжение милиции, предоставить нам возможность беспрепятственного совершения молитвенных собраний в занимаемом гараже».

В конце 1930 г. во Владивостокской епархии начались аресты духовенства и монашества по делу «О контрреволюционной деятельности в составе тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края». 25 мая 1931 г. был арестован епископ Варсанофий (Лузин). Вместе с ним в этот же день были арестованы священник Успенской кафедральной общины Петр Лебедев и священник Покровского молитвенного дома Василий Троицкий. 25 мая был арестован настоятель Покровского молитвенного дома Николай Комаров. 8 июня арестован протодиакон Успенской кафедральной общины Петр Попов.

В мае-июне было арестовано почти все духовенство г. Владивостока староцерковцев патриаршей ориентации, а также монахини Рождество-Богородицкого женского монастыря, закрытого в 1924 г., проживавшие в г. Никольск-Уссурийском, и монахини женской иноческой общины Одигитрии Смоленской, находившейся на Морском кладбище г. Владивостока.

10 июня 1931 г. был арестован епископ Хабаровский, викарий Благовещенской епархии временно управляющий Благовещенской епархией Пателеимон (Максунов) и перевезен во Владивостокскую тюрьму. 16 июля арестована просвирня Покровского молитвенного дома Куницкая Мелания Петровна.

Следствие по делу продолжалось больше года. Судебное заседание состоялось 15 февраля 1932 г. Епископ Варсанофий, кроме обвинения в контрреволюционной деятельности, предъявленной всем участникам процесса, был дополнительно обвинен в антисоветской агитации и распространении контрреволюционной литературы. Тройкой при ПП ОГПУ СССР по Дальневосточному краю приговорен к 10 годам ИТЛ.

Священник Успенской кафедральной общины Лебедев Петр Лаврентьевич (родился в 1880 г. в селе Богородицкое Лебедянского уезда Тамбовской губернии; окончил Богородицкую церковно-приходскую школу; с 1909 г. - второй псаломщик Владивостокского Успенского кафедрального собора; в 1909 г. вступил в Союз Михаила Архангела; с 1911 г. – иподиакон; с 1912 г. - диакон Успенского собора; с 1922 г. – священник) обвинялся в том, что, «являясь духовенством сергиевской ориентации г. Владивостока, использовал церковную организацию в контрреволюционных целях, организовал помощь заключенным контрреволюционерам путем сбора пожертвований среди верующих и отчислений от различных церковных доходов, вел систематическую антисоветскую агитацию и распространял провокационные слухи в проповедях и частных беседах с населением, используя религиозные предрассудки масс». Отец Петр был приговорен к 5 годам ИТЛ.

Епископ Варсанофий (Лузин) находился в заключении в Беломорско-Балтийском лагере. В 1932 г. он был арестован в лагере по обвинению в создании контрреволюционной группировки, ставившей целью восстание заключенных в лагерях. Бы переведен на год в штрафной изолятор. В 1936 г. работал бухгалтером в лагере.

В 1937 г. вновь арестован в лагере. 9 сентября 1937 г. приговорен выездным заседанием тройки НКВД Карельской АССР за «контрреволюционную пропаганду» к расстрелу и расстрелян.

В результате этого удара, нанесенного советской властью по староцерковцам сергиевской ориентации, во Владивостоке осталось 2 легально действующие общины. 10 января 1932 г. на заседании Комиссии по религиозным делам при Владивостокском горсовете были перерегистрированы: Евсевиевская община православного вероисповедования патриаршей ориентации староцерковцев (станция Седанка) и Казанская кладбищенская община православного верования староцерковцев (Эгершельд).

Продолжение следует

Tags: Владивосток, Гражданская война на ДВ, вера, история Дальнего Востока, история в фотографиях, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments