d_m_vestnik (d_m_vestnik) wrote,
d_m_vestnik
d_m_vestnik

Category:

Бронепоезд Атамана Семенова



с разрешением 1900 × 1178 в галерее Бронепоезда Белой армии

Фото источник1918 или 1919 год. Согласно подписи, сделанной AEF, это бронепоезд Атамана Семенова в районе станции Маньчжурия (но может оказаться и одним из бронепоездов чехов). Коллекция М.Блинова.

Бронепоезда на востоке России.
Основной железной дорогой на востоке России являлась «Великая Сибирская железная дорога» (Транссибирская магистраль). Вся магистраль от Челябинска до Владивостока делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую (Челябинск – ст. Обь на р.Оби), Среднесибирскую (Обь – Иркутск), Кругобайкальскую (ст.Байкал на западном берегу озера – ст.Мысовая на восточном), Забайкальскую (Мысовая – Сретенск), Амурскую (Сретенск – Хабаровск), Северо-Уссурийскую (Хабаровск – ст.Графская) и Южно-Уссурийскую (Графская – Владивосток). Кроме того, имелась также Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), напрямую соединившая Забайкальскую дорогу с Южно-Уссурийской по территории Северной Маньчжурии.

Все это обуславливало широкое использование бронепоездов на востоке России. Однако, несмотря на все возможности ведения белыми успешных боевых действий вдоль линий железных дорог при активной поддержке бронепоездов, в течение 1918-1922 гг. этого не произошло как вследствие их незначительного количества, так и не всегда умелого их применения.
Имеются лишь отрывочные сведения как о самих бронепоездах, так и об их боевых действиях. В 1918 г. белые, в основном, обладали лишь некоторым количеством трофейных бронепоездов, однако в течение 1919 г. они уже смогли построить большую часть собственных. Так, к 23 февраля 1919 г. на ст.Пермь-I прапорщиком Чернявским был построен бронепоезд «Сибиряк», с этого же числа зачисленный в состав 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса, командир которого генерал-майор Б.М.Зиневич приказал Чернявскому сдать поезд поручику Туган-Барановскому, а его команду зачислить на все виды довольствия при штабе корпуса.
После свержения власти большевиков на всем протяжении от Волги до Тихого океана летом 1918 г., повсеместно явочным порядком и в Народной армии КОМУЧа и в Сибирской армии стали появляться бронепоезда. Например, в составе Степного (с 26 августа 1918 г. – 2-го Степного Сибирского) армейского корпуса Сибирской армии на 31 июля 1918 г. уже имелся бронепоезд с командой из 32 офицеров и 39 добровольцев.
О бронепоездах Народной армии КОМУЧа существуют лишь отрывочные сведения. В боях под Симбирском 21 сентября 1918 г. участвовали 2 бронепоезда, входивших в группу войск Народной армии под командованием В.О.Каппеля. В боях на подступах к Самаре со 2 октября участвовало несколько бронепоездов Народной армии. 3 октября в бою под Сызранью красные захватили бронепоезд в составе 3 бронеплощадок.
По советским данным, у повстанцев – защитников Ижевска, при его штурме красными 6-7 ноября 1918 г., имелся бронепоезд, доставшийся в качестве трофея большевикам.
В 10-х числах сентября 1918 г. в инженерных частях Сибирской армии имелись следующие бронепоезда: в 1-м Средне-Сибирском армейском корпусе – бронепоезд капитана Воскресенского, во 2-м Степном Сибирском – бронепоезда № 1 (подпоручика Абрамова) и № 2 (штабс-капитана Коренева).
На 2 октября в 1-м Средне-Сибирском корпусе было несколько бронепоездов с 2 тяжелыми орудиями, во 2-м Степном Сибирском – блиндированный поезд (1 легкое орудие, 4 пулемета и 55 человек команды), в 3-м Уральском армейском корпусе – 1-й (2 легких орудия, 8 пулеметов, 46 человек команды) и 2-й (2 легких орудия и 59 человек команды) бронированные поезда.
К 16 декабря 1918 г. в составе Сибирской армии имелись следующие бронепоезда: в Западно-Сибирском отряде (генерал-майор Г.А.Вержбицкий) – бронированный поезд Ишимский № 1 (8 пулеметов) и блиндированный поезд № 1 (5 пулеметов), в 1-м Средне-Сибирском армейском корпусе (генерал-майор А.Н.Пепеляев) – бронепоезд поручика Туган-Барановского (одно 3-дюймовое орудие, 10 пулеметов) и бронепоезд № 5 (два 3-дюймовых орудия, 5 пулеметов).
С 23 декабря 1918 г. по 14 марта 1919 г. в состав Отдельной бригады морских стрелков входил бронепоезд (название неизвестно), вооруженный одним 75-мм и тремя морскими 3-дюймовыми орудиями. Позднее он – без личного состава, орудий и боеприпасов – перешел в подчинение Военного ведомства.
Уральское казачье войско, по имеющимся у авторов сведениям, в период Гражданской войны не имело собственных бронепоездов. Бронепоезда оренбургских казаков были наспех оборудованы из подручных материалов, их количество, тип, вооружение и судьба неизвестны.
К 9 мая 1919 г. в состав Сибирской армии входил 1-й отдельный дивизион бронепоездов (под командованием подпоручика Щербакова), находившийся в распоряжении штаба армии. В то же время в Северной группе генерал-лейтенанта Пепеляева, развернутой 28 апреля 1919 г. из 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса, состоял Сибирский дивизион броневых поездов (бронепоезда №№ 1, 2, 3 и 4 – всего 3 орудия, 28 пулеметов).
На 10 июня Уфимской группе Западной армии были приданы 2 дивизиона бронепоездов: в 1-м на вооружении находилось 7 орудий (пять 3-дюймовых и два 42-линейных) и 20 пулеметов, во 2-м – 4 орудия и 13 пулеметов.
В момент ведения активных боевых действий белыми армиями на Урале в июле 1919 г. у них имелось 6 бронепоездов, а во время боев в сентябре на р.Тобол– только 3.
В ходе Тобольско-Петропавловской операции несколько белых бронепоездов 3-й (бывшей Западной) армии участвовали в ожесточенных боях 20 августа 1919 г. против наступавшей красной 5-й стрелковой дивизии 5-й армии Восточного фронта в полосе железнодорожной линии Курган-Петропавловск. После этих боев 5-я дивизия красных была выведена в резерв…
Во время контрнаступления белых 12-й Уральской и 3-й Симбирской стрелковых дивизии 3-й армии 1-2 сентября в районе дер.Матасанская их поддерживали бронепоезда, однако натиск белых на красную 26-ю стрелковую дивизию успеха не имел. 4 сентября Волжская группа 3-й армии начала решительное наступление, вновь поддерживаемая бронепоездами, вдоль железной дороги Петропавловск-Курган. 26-я дивизия красных была вынуждена отступить. 7-8 сентября белые бронепоезда прорвались в тыл 27-й стрелковой дивизии и на следующий день она была вынуждена отступить. В результате совместных успешных действий пехоты и бронепоездов белых, 2 октября красные войска 5-й армии отступили за р.Тобол.
К 10 октября, при подготовке 3-й армии к дальнейшему наступлению на запад от р.Тобол, в ее состав входили бронепоезда «Забияка» и «Тагил» (вооружение и тип неизвестны), действовавшие на железной дороге Курган-Петропавловск. Именно на этом направлении и были задержаны перешедшие 14 октября в наступление против войск Волжской группы красные части 27-й стрелковой дивизии. Однако, 17 октября 27-я дивизия была усилена 26-й и атаковала ст.Варгаши; белые вынуждены были отступить.
В дальнейшем белые бронепоезда участвовали в бою за Петропавловск 30 октября. Здесь они пытались воспрепятствовать переправе частей красной 35-й стрелковой дивизии через р.Ишим, но это им не удалось и город оказался в руках красных.
Белые войска продолжали отступать вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на Омск, который красные войска 5-й армии заняли 14 ноября. Это был окончательный разгром армий адмирала Колчака. Все уцелевшие к тому времени белые бронепоезда попали в руки красных. Остатки колчаковцев, получившие позднее неофициальное название «каппелевцев», отступили в Забайкалье, где соединились с войсками атамана Г.М.Семенова.
В самом конце существования власти адмирала Колчака в Сибири и на Дальнем Востоке ряд воинских частей и соединений перешли на сторону большевистских войск и красных партизан. Так, в конце ноября 1919 г. на ст.Поспелиха (под Барнаулом) восставшие бывшие колчаковские 43-й и 46-й Сибирские стрелковые полки атаковали бронепоезд (название неизвестно), который оказал им ожесточенное сопротивление. У белых в декабре 1919 г. под Бийском (на р.Оби) в боях против красных участвовал бронепоезд (название неизвестно), который вскоре был взорван по приказу своего командира…
Некоторое количество бронепоездов имелось также в белых войсках атаманов И.П.Калмыкова и Г.М.Семенова на Дальнем Востоке.
5 июля 1918 г. Особый казачий отряд (ОКО) Уссурийского казачьего войска под командованием есаула Калмыкова во время наступления на г.Никольск-Уссурийский у разъезда Таловый после боя с большевиками захватил бронепоезд с орудием и снарядами. Последний под названием «Калмыковец» к началу января 1919 г. официально входил в состав ОКО.
С 29 августа 1919 г. началось развертывание ОКО в Отдельную Уссурийскую атамана Калмыкова бригаду, в которую должны были входить 2 бронепоезда. Однако, согласно штату бригады, утвержденному 16 октября, в состав бригады должны были входить 3 бронепоезда, сведенные в дивизион; по-видимому, штаты остались только на бумаге, т.к. с 1 января 1920 г. бригады развертывалась в Отдельную сводную Уссурийскую атамана Калмыкова дивизию, бронепоездной дивизион которой насчитывал только 2 состава.
Во время подавления восстания правых эсеров – сибирских областников во главе с бывшим командующим Сибирской армией генералом Р.Гайдой во Владивостоке 17-18 ноября 1919 г., в распоряжении командующего войсками Приамурского военного округа и главного начальника Приамурского края генерал-лейтенанта С.Н.Розанова имелся бронепоезд «Калмыковец» (60 человек команды). Летом-осенью 1919 г. он участвовал в боях против партизан в Хабаровском крае и сыграл значительную роль в подавлении владивостокского мятежа, получив благодарность от самого атамана Калмыкова; его дальнейшая судьба неизвестна.
12 февраля 1920 г. Отдельная сводная дивизия была свернута в Особый Уссурийский атамана Калмыкова отряд, в составе которого бронетехники уже не было.
Во время эсеровского восстания в Иркутске 24 декабря 1919 г. – 5 января 1920 г. атаман Г.М.Семенов, назначенный 23 декабря Колчаком главнокомандующим войсками Забайкальского, Приамурского и Иркутского военных округов, направил в помощь правительственным войскам отряд под командованием генерал-майора Н.Л.Скипетрова, в состав которого вошли бронепоезда «Беспощадный», «Истребитель» и «Мститель» под началом генерал-майора Арчегова. 1 января 1920 г. бронепоезда подошли к ст.Иркутск, но здесь навстречу головному бронепоезду железнодорожники пустили паровоз, который повредил как паровоз и разбил переднюю артиллерийскую площадку бронепоезда, так и железнодорожное полотно. Как писал Г.М.Семенов, «в дело неожиданно вмешались чехи. Ссылаясь на приказание Жанена, они потребовали у генерала Скипетрова немедленно прекратить бой и отвести свои войска на ст.Байкал, грозя в противном случае применить вооруженную силу. В подтверждение своей угрозы, чехи выдвинули против наших частей свой бронепоезд «Орлик», который по своему вооружению и оборудованию был сильнее наших трех броневиков вместе взятых». Скипетров был вынужден отступить. Через несколько дней на ст.Подорвиха «Орлик» «ликвидировал» 2 семеновских бронепоезда, а 8 января на ст.Байкал с боем был захвачен гарнизон семеновцев, штаб генерала Скипетрова, бронепоезд и эшелон пехоты – чехи забросали бронепоезд гранатами (причем было убито 15 человек из команды поезда) и взяли в плен Скипетрова.
Г.М.Семенов являлся первым инициатором вооруженного сопротивления большевикам в Восточной Сибири. Уже в декабре 1917 г. созданные им подразделения вступили в бой с красными и затем отступили на ст.Маньчжурия, находившуюся в полосе отчуждения КВЖД. Здесь Семенов к апрелю 1918 г. сформировал Особый Маньчжурский отряд (ОМО), в состав которого входил дивизион бронепоездов капитана Шелкового. Он насчитывал 4 бронепоезда (названия и тип их неизвестны), вооруженных пулеметами и орудиями: на одном из них была установлена тяжелая британская мортира, на другом – крепостное орудие системы Кане, на двух других – русские 3-дюймовые орудия. Значительную помощь в вооружении и снабжении семеновцам оказывала Япония, имевшая свои интересы на Дальнем Востоке.
Бронепоезда участвовали в боевых действиях при отступлении отряда от ст.Маньчжурия к китайской границе. В том числе, один из бронепоездов принимал участие в бою под ст.Оловянная 15-16 мая 1918 г.
Затем семеновцы разгромили красных в полосе отчуждения КВЖД и постепенно продвигались в Забайкалье. Они вели постоянные боевые действия против красных партизан, чему немало способствовали бронепоезда. Постепенно численность бронепоездов возрастала и к 9 сентября 1919 г. в состав частей 4-го Восточно-Сибирского армейского корпуса (куда был влит ОМО), дислоцировавшегося в Приамурском военном округе, входили 6 бронепоездов.
Кроме того, к 23 сентября при управлении помощника начальника Сводной Маньчжурской стрелковой атамана Семенова дивизии по управлению бронепоездами состояла бронедрезина «Разведчик». Согласно временному штату, ее команда включала 1 офицера и 6 рядовых и унтер-офицеров. Дрезина имела на вооружении 1 пулемет.
23 сентября 1919 г. находившиеся в Забайкалье 12 бронепоездов были сведены в Броневую дивизию. В строевом и хозяйственном отношениях она подчинялась начальнику Сводной Маньчжурской стрелковой атамана Семенова дивизии, в техническом – начальнику военных сообщений, в оперативном – начальнику штаба помощника командующего войсками Приамурского военного округа. 4 бронепоезда составляли дивизион. В 1-й дивизион (его район наблюдения – от ст.Мысовая до ст.Чита-1, причем сама станция в район не входила, штаб — на ст.Верхнеудинск) были включены бронепоезда «Атаман», «Семеновец», «Грозный» и «Мститель»; во 2-й (район наблюдения – от ст. Чита-2 включительно до ст.Маньчжурия, штаб – на ст.Оловянная) – «Беспощадный», «Истребитель», «Бесстрашный» и «Усмиритель»; в 3-й (район наблюдения – от ст. Китайский разъезд, Нерчинск и Сретенск до ст.Неверово, штаб – на ст.Куэнга) – «Отважный», «Каратель», «Справедливый» и «Повелитель».
Помощником начальника Сводной Маньчжурской дивизии по управлению бронепоездами был назначен (на правах командира полка) подполковник Степанов. При этом командир бронепоезда пользовался правами командира роты, а командир дивизиона (в чине капитана или подполковника) – правами командира неотдельного батальона и должен был находиться в одном из бронепоездов дивизиона.
16 октября Броневая дивизия была выделена из состава Сводной Маньчжурской дивизии и подчинена: а) в строевом, хозяйственном и техническом отношениях – начальнику военных сообщений, б) в оперативном – начальнику штаба помощника командующего войсками Приамурского военного округа.
Семеновские бронепоезда оказывали помощь в «проталкивании» военных грузов для армии Колчака из Харбина до ст.Мысовой Кругобайкальской железной дороги.
Помимо борьбы с партизанами бронепоезда вместе с другими семеновскими частями участвовали в подавлении вооруженных мятежей в своей среде. Так, например, 21 сентября 1919 г. 17 солдат бронепоезда «Грозный», отличившихся в бою с восставшими солдатами и офицерами Азиатской конной дивизии, были награждены атаманом Семеновым Георгиевскими крестами и медалями.
После выхода «каппелевцев» в Забайкалье, они вместе с «семеновцами» образовали в феврале 1920 г. Войска Российской Восточной окраины (с 27 апреля – Дальневосточная армия). На 25 марта 1920 г. в состав войск под командованием генерал-лейтенанта С.Н.Войцеховского входила Броневая дивизия полковника Померанцева, насчитывавшая 18 бронепоездов и состоявшая из нескольких дивизионов, укомплектованных как «семеновцами», так и «каппелевцами». По красным разведданным, к 20 октября в дивизии насчитывалось 14 бронепоездов, вооруженных 22 легкими и 1 тяжелым орудиями, 60 пулеметами, и 570 штыков.
Весной-осенью 1920 г. бронепоезда вместе с другими частями и соединениями весьма удачно обороняли от войск Народно-революционной армии Дальневосточной Республики (НРА ДВР) и партизан центральную часть Забайкалья. Именно благодаря активным действия бронепоездов два наступления красных были сорваны. Семенов сосредоточил на подступах к Чите 9 бронепоездов и еще 2 охраняли коммуникации в районе ст.Маньчжурия. К западу от Читы находились следующие бронепоезда: на ст.Могзон – «Повелитель», Ингода – «Семеновец», Дровяная – «Всадник», в Чите – «Резвый» и «Отважный». Восточнее Читы дислоцировались бронепоезда «Храбрый» (на ст.Сретенск) и «Грозный» (на ст.Укурей). На железнодорожной ветке Маньчжурия – Китай оперировали бронепоезда «Станичник», «Атаман», «Казак», «Каппель», «Справедливый», «Забайкалец».
В конце октября бронепоезда участвовали в бою за ст.Карымскую. Из-за все усиливавшегося натиска большевистских частей, активизации действий красных партизан, а главное – эвакуации японских войск из Забайкалья, в ноябре белые были вынуждены передислоцироваться через китайскую территорию в Приморье. При этом все уцелевшие к тому времени бронепоезда были либо взорваны своими командами, либо попали в руки красных. Например, по советским данным, 16 ноября на разъезде Соктуй партизаны отбили у семеновцев бронепоезда «Истребитель», «Справедливый» и «Храбрый» (однако «Истребитель» был захвачен чехами еще в январе 1920 г.).
После перехода в Приморье в начале 1921 г., старшие офицеры Броневой дивизии осели в Харбине, а ее остатки сразу же по прибытии на Дальний Восток раскололись: «семеновцы» остались в Гродеково, а «каппелевцы» проехали в Никольск-Уссурийский и Владивосток. «Семеновцы» разошлись по различным частям Гродековской группы войск, а из «каппелевцев» полковник Ростовцев сформировал Отдельную железнодорожную бригаду.
Осенью 1921 г. бригада насчитывала до 1300 человек и включала 2 батальона и дивизион бронепоездов (под командованием капитана Кормышина), насчитывавший около 300 человек. В нем не было бронепоездов, но имелись так называемые «песчанники» – вспомогательные поезда, состоявшие из обыкновенных платформ с мешками, набитыми песком. Во время Хабаровского похода (зимой 1921 – 1922 гг.) личный состав бригады укомплектовал три бронепоезда, а чины Сибирской флотилии – четвертый.
Во время боевых действий в районе ст.Волочаевка 5-12 февраля 1922 г. участвовали 3 бронепоезда Белоповстанческой армии («Волжанин», «Дмитрий Донской» и «Каппелевец»).
На рассвете 11 февраля 1922 г., во время боев за Волочаевку, белые заметили танк «Рено» «Зоркий», приданный красному Особому Амурскому полку НРА ДВР. Накануне танк остался у проволочного заграждения белых, чтобы утром совместно с пехотой перейти в наступление. Бронепоезд «Каппелевец», стоявший на ст.Волочаевка, открыл огонь по танку, одним из снарядов разбил направляющее колесо, а другим – пробил насквозь оба борта, едва не уничтожив команду. После этого экипаж бросил танк, взорвав бензобак гранатами.
На следующий день Главком НРА ДВР В.К.Блюхер выдвинул 2 своих бронепоезда — №№ 8 «Освободитель» и 9 – на позицию с задачей нейтрализовать белоповстанческие бронепоезда «Каппелевец» и «Волжанин». В завязавшейся артиллерийской дуэли «Каппелевец» вывел из строя паровоз и заднюю пулеметную площадку «Освободителя». В свою очередь, артиллерийским огнем красных было выведено из строя курсовое орудие «Каппелевца». В это время в тылу белых рейдовая группа красных подожгла железнодорожные мосты и «Каппелевец» вместе с «Волжанином», чтобы не быть отрезанными от своих частей, отошли в тыл, проскочили к Хабаровску и вырвались из окружения.
В июне 1922 г. Дальневосточная армия была реорганизована в Приамурскую Земскую рать под командованием генерал-лейтенанта М.К.Дитерихса. В непосредственном подчинении штаба рати находилась и Железнодорожная бригада полковника Ростовцева, состоявшая из дивизиона бронепоездов (3 поезда) и железнодорожного батальона.
В ходе операций в Приморье (2 сентября – 25 октября) со стороны белых активно участвовали все 3 бронепоезда Земской рати, один из которых был захвачен красными во время штурма Спасска 8-9 октября. Оставшиеся бронепоезда вместе с остатками Земской рати отступили в Китай. Гражданская война на востоке России была закончена…

Справку подготовил А.Дерябин.

см. каталог бронепоездов Востока России

https://paris1814.com/bp/bronepoezd-vostok

Tags: Гражданская война, Гражданская война на ДВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments